Цифровая экономика для гражданского общества

15 апреля АНО ЦТЭД организовал Круглый стол по итогам первой волны обучения в рамках проекта «Цифровая экономика для гражданского общества».

Круглый стол был посвящен обсуждению итогов первой волны обучения основам цифровой экономики и вопросам продолжения реализации проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

Соорганизатором мероприятия выступил МИП «ИНТЕХ» при Нижневартовском государственном университете.

Круглый стол прошел в онлайн формате. В заседании приняли участие 37 человек, это сотрудники АНО ЦТЭД и МИП «ИНТЕХ»; тьюторы из г.Пыть-Яха, г.Нефтеюганска, г.Когалыма, Нефтеюганского района, Нижневартовского района, а также представители сферы образования и культуры ХМАО-Югры.

Перед началом заседания во время тестирования связи руководитель проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» Наталья Маслова пообщалась с тьюторами по итогам первой волны обучения и проблемам организации второй волны. В частности, Ольга Чернякова, ведущий специалист отдела культуры и туризма Комитета культуры и туризма администрации города Нефтеюганск, подчеркнула, что проект был начат очень вовремя, слушатели благодарны за то, что получили цифровые компетенции, которые позволяют сейчас работать в удаленном режиме и получать различные электронные услуги без особых проблем. Вторая волна реализации проекта требует дистанционного обучения и поэтому методические рекомендации, которые разработаны АНО ЦТЭД и МИП «ИНТЕХ» очень своевременны.

Также участники встречи обсудили реализацию проекта «Цифровая экономика для гражданского общества, итоги первой волны обучения и проблемы организации второй волны обучения; проекта Методических рекомендаций обучения по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества» в условиях сложной эпидемиологической ситуации; совершенствование учебно-методического обеспечения курса «Цифровая экономика для гражданского общества».

По теме заседания выступили с докладами и презентациями: Наталья Маслова – исполнительный директор ЦТЭД, к.т.н., руководитель проекта; Мария Лазарева – к.ф.н., автор учебно-методического пособия «Цифровая экономика для гражданского общества». (г.Москва);  Марина Бахтиерова – куратор проекта (МИП «ИНТЕХ»); Татьяна Африкян – тьютор (Нижневартовский район), заместитель директора по УР МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», пгт. Излучинск; Светлана Пинигина  – тьютор (г. Пыть-Ях), заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 4, (г. Пыть-Ях).

В своем выступлении Наталья Маслова напомнила, что Социально-образовательный проект «Цифровая экономика для гражданского общества» направлен на обучение представителей некоммерческих организаций, добровольцев, гражданских активистов, членов общественных и профсоюзных организаций, членов общественных советов муниципальных образований, а также представителей сферы образования и культуры Югры основам цифровой экономики на основе специально подготовленного Учебно-методического пособия. Проект осуществляется за счет средств гранта губернатора Югры. Грантооператором является Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры», который создан по распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с целью развития некоммерческого сектора в регионе, а также для создания благоприятных условий для расширения участия негосударственных организаций в предоставлении гражданам услуг в социальной сфере. Фонд разработал рекомендации по реализации проектов, в том числе и в образовательной сфере. Они включены в представленный к обсуждению проект Методических рекомендаций.

Проект «Цифровая экономика для гражданского общества» был рассчитан на очное обучение с большой долей самостоятельной работы. В ходе обучения обычно проводилась работа со слушателями в форме лекции с демонстрацией наглядного материала, выполнение заданий при помощи преподавателя-тьютора, самостоятельная работа за компьютером, в т.ч. при выполнении домашних заданий, просмотр видеоуроков проекта «Электронный гражданин», а также групповая работа слушателей. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией возникла необходимость перехода на онлайн взаимодействие и использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В сегодняшних условиях необходимо формировать практические навыки слушателей для использования ими возможностей дистанционного взаимодействия с органами власти, государственными и муниципальными учреждениями и организациями, хозяйствующими субъектами с учетом положений Постановления Губернатора ХМАО-Югры № 28 от 05.04.2020 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019». Их применение регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» с учетом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 .

Наталья Маслова подчеркнула: «Многие сейчас переходят на удаленную работу и этому необходимо учить специально. Тьюторам обязательно надо усилить внимание слушателей к вопросам кибербезопасности. Лучше давать учебный материал на актуальной информации и примерах. Например, на днях Сбербанк предупредил о новых «коронавирусных» схемах мошенников. Злоумышленники адаптируются и к тому, что большинство россиян теперь работает из дома удаленно. Поэтому мы учли такие моменты в проекте Методических рекомендаций по обучению основам цифровой экономике в сегодняшних условиях. Надеемся получить от вас информацию об итогах и проблемах первой волны обучения и конструктивные предложения и замечания по совершенствованию  методического обеспечения».

Мария Лазарева отметила, что коронавирусная инфекция приводит к существенным изменениям общественной и экономической парадигмы. Ожидаемые социальные последствия в России и мире это: усиление процессов цифровизации в общественной и экономической жизни, перевод отдельных видов деятельности в онлайн полностью или частично; увеличение количества социальных проектов в области информатизации, обучения информационным технологиям, поддержке и сопровождению отдельных групп граждан в информационном обществе, в то же время экономический спад и рост безработицы потребует цифровых компетенций для организации самозанятости и дистанционного взаимодействия. Поэтому проект «Цифровая экономика для гражданского общества» очень востребован и необходимо совершенствовать его учебно-методическое обеспечение с учетом новых условий.

Марина Бахтиерова, куратор проекта от МИП «ИНТЕХ» при Нижневартовском государственном университете, (НГУ)  рассказала об итогах первой волны проекта «Цифровая экономика для гражданского общества». Она подчеркнула, что НГУ и МИП «ИНТЕХ» имеет большой опыт реализации проекта «Электронный гражданин» в ХМАО-Югре и лицензию на образовательную деятельность. Поэтому оперативно включились в организацию обучения слушателей по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества» на основе одноименного Учебно-методического пособия. К обучению были привлечены 25 тьюторов из 5 муниципальных образований: г. Когалым, г. Нефтеюганск, Нефтеюганский район, г. Пыть-Ях, Нижневартовский район. С целью эффективного взаимодействия и оперативных консультаций для них были созданы личные кабинеты на сайте организации. Были подготовлены анкеты слушателей. Тьюторы провели обучение 250 слушателей, организовали их тестирование и вручение сертификатов в период с 01.11.2019 по 01.12.2019 г.г. По итогам обучения каждый слушатель заполнил анкету, где указал свое Ф.И.О., контакты, ответил на вопросы, оценил качество обучения и поставил свою подпись. Все 250 анкет прошли аналитическую обработку и позволили сделать выводы по совершенствованию обучения. Для слушателей проекта был разработан электронный тест на портале intellect.expert, состоящий из 20 вопросов. Каждый слушатель получил индивидуальный логин и пароль для прохождения тестирования на данном портале. Основная масса слушателей при прохождении теста ответила верно на 100% вопросов, что свидетельствует о высоком качестве результатов обучения. Процентное соотношение баллов, набранных слушателями: до 66% – 2 человека, от 66% до 97%– 110 человек, 100% - 138 человек. Недостатком первой волны обучения была слабая фиксация событий в виде фото и видео отчетов тьюторами и малое количество пресс-релизов. В Методических рекомендациях для тьюторов это учтено и соответствующие требования уже прописаны. Надеемся, что, несмотря на сложность дистанционного обучения, эти требования во второй волне обучения тьюторами будут выполнены.

Тьюторы курса «Цифровая экономика для гражданского общества» Татьяна Африкян и Светлана Пинигина рассказали о своем опыте обучения слушателей в своих муниципалитетах и подчеркнули востребованность курса. Они отметили, что получили благодарности от тех, кто прошел обучение в первой волне. Слушатели оказались готовы к удаленной работе и электронному получению услуг. Тьюторы также одобрили Методические рекомендации и подчеркнули их необходимость в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Для реализации 2 этапа проекта приложение к методике требует постоянной актуализации, чтобы более углубленно давать знания и практические навыки слушателям в условиях режима повышенной готовности с учетом нормативных правовых актов федерального и регионального уровней. Особенно это касается использования ресурсов и сервисов цифровой экономики и выполнения требований кибербезопасности. Они предложили утвердить Методические рекомендации и руководствоваться ими при реализации 2 этапа обучения по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества».

Также в работе Круглого стола по итогам первой волны обучения в рамках проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» приняли участие сотрудники Государственной библиотеки Югры и Государственного художественного музея. Учреждения культуры ХМАО-Югры, расширив границы привычного общения и открыв свои виртуальные двери, перешли на онлайн режим работы с посетителями. Ежедневно учреждения культуры реализуют увлекательные онлайн проекты.

15 апреля 2020 г.
207