Ведущий вуз в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, подготавливающий высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для различных отраслей экономики и образования ХМАО посредством предоставления качественных образовательных услуг

Версия для слабовидящих
Система менеджмента качества Русская версия English version Поиск по сайту Карта сайта Контакты  
 
Наша газета
Опрос

Оцените работу официального сайта НВГУ: информационное наполнение, внешний стиль и т.п.


Загрузка результатов. Подождите...

Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами

 Показатель

Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидами

Нормативное обеспечение

Локальные нормативные акты

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» (Утверждено решением ученого совета от 04.06.2015г., протокол № 16)

 

Положение о порядке проведения учебных занятий по физической культуре в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» (Утверждено решением ученого совета от 04.06.2015г., протокол №16)

 

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (Утверждено решением ученого совета от 26.05.2014г., протокол № 11)

 

Положение о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о порядке организации и проведения письменных экзаменов (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о фондах оценочных средств (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, ускоренному обучению обучающихся (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о студенческом общественном объединении «Волонтеры здоровья» (Утверждено решением ученого совета от 09.06.2014г., протокол № 12)

 

Положение о студенческом общественном объединении «Волонтерский корпус» (Утверждено решением ученого совета от 25.10.2016г., протокол № 12)

 

 

Правила внутреннего распорядка обучающихся (Утверждено решением ученого совета от 09.06.2014г., протокол № 12)

 

 

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» на 2017-2018 учебный год (Утверждены решением ученого совета от 27.09.2016 г., протокол №11)

 

 

   

Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции

Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими  структурными подразделениями (административно-хозяйственное управление, библиотека,  отдел по связям с общественностью, отдел управления качеством, приемная комиссия, управление информатизации, управление лицензирования и аккредитации, управление нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения, управление по делам студентов, управление по кадрам, учебное управление, учебно-методический совет, факультеты, кафедры, центр развития карьеры)

Назначено должностное лицо, ответственное за координацию деятельности структурных подразделений вуза по обеспечению условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: специалист управления лицензирования и аккредитации НВГУ Овчаркина Анна Сергеевна, тел. (3466) 46-34-40;  e-mail: ula@nvsu.ru

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.

Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения

Обеспечение доступности прилегающей  территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

В учебных корпусах № 1 (ул. Ленина, д.56), №4 (ул. Дзержинского, 12), №5 (ул. Ленина, 2), студенческое общежитие (ул. Северная, 60а)  созданы следующие условия для обеспечения доступности прилегающей территории, входных путей:

•  входы с минимальными перепадами высот, оборудованные пандусами и звонками к дежурному сотруднику службы охраны;

•  на первом этаже корпусов без перепада высот от уровня входа, находятся аудитории для практических занятий, компьютерные классы и лекционные аудитории, специализированный кабинет, имеются  санитарно-гигиенические комнаты;

•  корпуса и общежития  университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией;

•  имеется специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;

 

•  проведена паспортизация доступности для инвалидов объектов и услуг (приказ ректора «О назначении ответственных» от 20.02.2016 №035-О);

 

•  утверждён план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг («дорожная карта») на период до 2030 года (решение Ученого совета от 31 марта 2016 года № 04)

 

Функции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них возложены на комендантов учебных корпусов (приказ ректора «О назначении ответственных» от 20.02.2016 №035-О).

 

Оборудование  специальных мест в аудиториях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В университете имеются аудитории, оборудованные специальными местами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

Кадровое обеспечение

Наличие специалистов  для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Решением ученого совета университета от 25.04.2016 г., протокол № 5 закреплены следующие обязанности:

  • тьюторов, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья - за заместителями деканов по учебной и воспитательной работе;
  • педагога-психолога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - за доцентом кафедры психологии образования и развития Н.А. Зыковой;
  • социального работника (социального педагога), работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - за доцентом кафедры педагогики и педагогического и социального образования Г.А. Петровой;
  • специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - за инженером по АСУ А.И. Проданом;

 

Реализация функций ассистентов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами  возложены на волонтерскую службу

(«Положение о студенческом общественном объединении «Волонтеры здоровья» - утверждено решением ученого совета от 09.06.2014 г., протокол № 12. 

«Положение о студенческом общественном объединении «Волонтерский корпус» ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»  - утверждено решением ученого совета от 25.10.2016 г., протокол № 12). 

 

В целях обеспечения условий для обучения   лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по мере необходимости к работе могут быть привлечены иные специалисты.

Дополнительная подготовка педагогических работников

В университете осуществляется подготовка научно-педагогических работников к работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения по данному направлению деятельности возложена на центр развития карьеры.

Разработаны инструкции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них.

Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

В НВГУ созданы условия для  довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов, абитуриентов с ОВЗ.

 

Организация довузовской подготовки и профориентационной работы инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает:

- «Дни открытых дверей» НВГУ;

- разработку и совершенствование рекламно-информационных проспектов о факультетах Университета, направлениях и профилях подготовки, специальностях;

- заключение договоров о сотрудничестве в области образовательных и научно-методических связей с образовательными учреждениями г.Нижневартовска и Нижневартовского района;

- непосредственное взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями;

- профориентационную работу в рамках чтения курсов повышения квалификации;

- выступление преподавателей НВГУ на родительских собраниях, классных часах в образовательных учреждениях;

- проведение методических семинаров для педагогов школ по вопросам профориентации учащихся (при необходимости);

Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.

Разработан регламент по приему на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)

 

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в правилах приема на обучение по образовательным программам высшего образования:

Информационная открытость

Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей

Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Имеется версия сайта для слабовидящих.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Университет располагает современной материально-технической базой, отвечающей требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов пожарной безопасности.

Образовательный процесс обеспечен персональными компьютерами, мультимедийными средствами, оргтехникой, техническими средствами для проведения вебинаров.

 
 

Программные и технические средства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Использование компьютерной техники, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи для обучающихся с нарушениями зрения (при наличии)

Программные и технические средства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов:

  1. для студентов с нарушениями слуха: переносная индукционная система «Сонет-РСМ», позволяющая обеспечить прием-передачу учебной информации в доступных формах;
  2. для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: сенсорная клавиатура «Клавинта», компьютерный роллер «Optima Trackball». К клавиатуре прилагаются девять сменных накладок, которые позволяют работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, экранным калькулятором, математическим программным обеспечением и Web-браузерами;
  3. для студентов с нарушениями зрения: дисплей Брайля Focus 40 Blue, принтер Брайля ViewPlus Cub Jr, стационарный электронный видеоувеличитель ONYX HD Portable, ручное увеличивающее устройство RUBY. Специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, экранная лупа.

Предусмотрена возможность оборудования любой аудитории для проведения занятий с использованием проектора, видеоувеличителя для удаленного просмотра, переносной индукционной системы.

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин

В образовательные программы включены адаптационные дисциплины: «Адаптация личности в профессиональной деятельности», «Профессиональная адаптация молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья», «Элективный курс по физической культуре для лиц с ОВЗ» (рассмотрено на заседании учебно-методического совета от 27 октября 2015 г., утверждено на заседании Ученого совета от 29 октября 2015 г. № 4)

Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Имеются методические рекомендации преподавателям по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк рабочих программ дисциплин. Из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, обучающиеся лица с ОВЗ могут воспользоваться ресурсами лицензионных электронно-библиотечных систем (ЭБС):

1. «Университетская библиотека онлайн». Условия доступа: регистрация по IP-адресам в локальной сети НВГУ, которая позволяет пользоваться ЭБС из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет. ООО «ДиректМедиа». Договор № 14/04-15Е-44 от 21.12.2015 г. Действителен по 30.09.2017 г. (http://www.biblioclub.ru). Многоуровневая система навигации ЭБС позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.

При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа (например, Jaws , «Balabolka»).

Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, могут быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.

В ЭБС представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями.

2. Электронно-библиотечная система IPRbooks. Условия доступа: регистрация по IP-адресам в локальной сети НВГУ, которая позволяет пользоваться ЭБС IPRbooks из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет. ООО «АйПиЭрМедиа». Договор № 15/04-15Е-44 от 21.12.2015 г. Действителен до 17.10.2017 г. (http://iprbookshop.ru). При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги.

3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». Условия доступа: регистрация по IP-адресам в локальной сети НВГУ, которая позволяет пользоваться ЭБС из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет. ООО «Издательство Лань». Договор № 40/04-16Е-223  на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям ЭБС «Лань» от 27.10.2016 г. действителен до 31.12.2017 г. (http://e.lanbook.com). Договор № 64/04-16Е-223 на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям ЭБС «Лань» от 24.11.2016 г. действителен до 20.02.2018 г. (http://e.lanbook.com). При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги.

 4. Полнотекстовая база данных научных и учебных изданий преподавателей НВГУ. Условия доступа: авторизация по логину и паролю, которая позволяет пользоваться полнотекстовой базой данных из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет.  Логин и пароль для доступа предоставляет библиотека (lib.nvsuedu.ru). При чтении масштаб страницы можно увеличить.

Библиотека располагает учебными документами, представленными на электронных носителях в количестве более 200 наименований.

Названия представлены в электронном каталоге на Web-сайте университета.

Обеспечение библиотечно-информационного обслуживания   лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает:

  • Содействие в поиске книг по электронному каталогу.
  • Заказ книг по межбиблиотечному абонементу.
  • Выдачу книг на дом доверенному лицу инвалида.
  • Виртуальная справочная служба позволяющая, не выходя из дома:

- узнать, есть ли необходимые  документы (книги, журналы, газеты) в фонде Библиотеки НВГУ;

- уточнить элементы библиографического описания издания (автор, заглавие, выходные сведения);

- подобрать документы (не более 10 источников) по интересующей теме;

- получить информацию об интересующих фактах и событиях;

 

 

Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности

Заключены договоры на прохождение всех видов практики, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов.

При составлении индивидуального плана обучения могут предусматриваться  различные варианты проведения занятий: в академической группе, при необходимости индивидуально и на дому, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется Центром развития карьеры во взаимодействии с городским центром занятости населения, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству выпускников университета.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: информирование об имеющихся вакансиях посредством публикации на сайте университета, в социальных сетях, рассылки на электронные адреса; ведение базы данных по студентам и выпускникам с ОВЗ и инвалидностью; профессиональное тестирование по выявлению интересов и способностей; организация и проведение ярмарок вакансий в онлайн-режиме; организация дней открытых дверей и встреч с работодателями; индивидуальные и групповые консультации обучающихся и выпускников по вопросам трудоустройства и поведения на рынке труда;  занятия по курсу «Психология и технология карьеры».

 В университете действует система дистанционного образования (СДО).  Информация, представленная на сайте дистанционного обучения, соответствует стандарту обеспечения доступности web-контента (WebContentAccessibility). Система обеспечивает возможность коммуникации преподавателей с обучаемыми,  обучающихся между собой, обучения по индивидуальному графику на дому, в том числе осуществлять процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Использование дистанционных образовательных технологий

В образовательном процессе при необходимости могут использоваться технологии дистанционного обучения.

В университете имеются виртуальный читальный зал, доступ к ЭБС сторонних организаций, портал на основе СДО «Moodle».

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».

Организационно-педагогическое сопровождение (далее - ОПС) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает контроль над освоением образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и базовым или индивидуальным учебными планами. ОПС включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций, контроль по результатам текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации).   

Психолого-педагогическое сопровождение (далее - ППС) при необходимости оказывается инвалидам и лицам с ОВЗ, испытывающим сложности в усвоении учебного материала, и/или в установлении межличностных взаимодействий с педагогами и/или обучающимися в процессе обучения. ППС предусматривает:

- проведение семинаров для преподавателей и сотрудников, работающих с данным контингентом обучающихся;

- индивидуальное консультирование обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

- создание условий для успешной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к процессу обучения;

- социальную поддержку инвалидов и лиц с ОВЗ, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставление услуг медицинского кабинета, санаторно-профилактического отдыха согласно действующего законодательства;

- организацию студенческой волонтерской службы при поддержке Студенческого совета НВГУ, студенческого актива Университета для оказания волонтерской помощи инвалидам и лицам с ОВЗ (персональное сопровождение в образовательном пространстве, выполнение функций посредника между студентом-инвалидом и преподавателями и др.);

- создание в университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура"

В вузе утвержден особый порядок реализации дисциплины «Физическая культура».

Освоение дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ и инвалидами осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения учебных занятий по физической культуре в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ с различными нарушениями функций организма человека

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

В вузе создана волонтерская служба для оказания помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Ответственность за реализацию данного направления деятельности возложена на управление по делам студентов.

Наличие медпункта

Имеются медпункты в учебных корпусах по адресам: 

ул. Ленина 56, ул. Дзержинского 11, ул. Ленина 2




Изменено: 29.12.2016