Ведущий вуз в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, подготавливающий высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для различных отраслей экономики и образования ХМАО посредством предоставления качественных образовательных услуг

Версия для слабовидящих
Система менеджмента качества Русская версия English version Поиск по сайту Карта сайта Контакты  
 
Опрос

Что такое терроризм в вашем понимании?


Загрузка результатов. Подождите...

Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами

 Показатель

Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидами

Нормативное обеспечение

Локальные нормативные акты

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» (Утверждено решением ученого совета от 04.06.2015г., протокол № 16)

 

Положение о порядке проведения учебных занятий по физической культуре в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» (Утверждено решением ученого совета от 04.06.2015г., протокол №16)

 

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (Утверждено решением ученого совета от 26.05.2014г., протокол № 11)

 

Положение о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о порядке организации и проведения письменных экзаменов (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о фондах оценочных средств (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, ускоренному обучению обучающихся (Утверждено решением ученого совета от 30.09.2015 г., протокол № 2)

 

Положение о студенческом общественном объединении «Волонтеры здоровья» (Утверждено решением ученого совета от 09.06.2014г., протокол № 12)

 

Положение о студенческом общественном объединении «Волонтерский корпус» (Утверждено решением ученого совета от 25.10.2016г., протокол № 12)

 

 

Правила внутреннего распорядка обучающихся (Утверждено решением ученого совета от 09.06.2014г., протокол № 12)

 

 

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» на 2017-2018 учебный год (Утверждены решением ученого совета от 27.09.2016 г., протокол №11)

 

 

   

Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции

Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими  структурными подразделениями (административно-хозяйственное управление, библиотека,  отдел по связям с общественностью, отдел управления качеством, приемная комиссия, управление информатизации, управление лицензирования и аккредитации, управление нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения, управление по делам студентов, управление по кадрам, учебное управление, учебно-методический совет, факультеты, кафедры, центр развития карьеры)

Назначено должностное лицо, ответственное за координацию деятельности структурных подразделений вуза по обеспечению условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: специалист управления лицензирования и аккредитации НВГУ Овчаркина Анна Сергеевна, тел. (3466) 46-34-40;  e-mail: ula@nvsu.ru

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.

Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения

Обеспечение доступности прилегающей  территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

В учебных корпусах № 1 (ул. Ленина, д.56), №4 (ул. Дзержинского, 12), №5 (ул. Ленина, 2), студенческое общежитие (ул. Северная, 60а)  созданы следующие условия для обеспечения доступности прилегающей территории, входных путей:

•  входы с минимальными перепадами высот, оборудованные пандусами и звонками к дежурному сотруднику службы охраны;

•  на первом этаже корпусов без перепада высот от уровня входа, находятся аудитории для практических занятий, компьютерные классы и лекционные аудитории, специализированный кабинет, имеются  санитарно-гигиенические комнаты;

•  корпуса и общежития  университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией;

•  имеется специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;

 

•  проведена паспортизация доступности для инвалидов объектов и услуг (приказ ректора «О назначении ответственных» от 20.02.2016 №035-О);

 

•  утверждён план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг («дорожная карта») на период до 2030 года (решение Ученого совета от 31 марта 2016 года № 04)

 

Функции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них возложены на комендантов учебных корпусов (приказ ректора «О назначении ответственных» от 20.02.2016 №035-О).

 

Оборудование  специальных мест в аудиториях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В университете имеются аудитории, оборудованные специальными местами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

Кадровое обеспечение

Наличие специалистов  для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Решением ученого совета университета от 25.04.2016 г., протокол № 5 закреплены следующие обязанности:

  • тьюторов, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья - за заместителями деканов по учебной и воспитательной работе;
  • педагога-психолога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - за доцентом кафедры психологии образования и развития Н.А. Зыковой;
  • социального работника (социального педагога), работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - за доцентом кафедры педагогики и педагогического и социального образования Г.А. Петровой;
  • специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - за инженером по АСУ А.И. Проданом;

 

Реализация функций ассистентов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами  возложены на волонтерскую службу

(«Положение о студенческом общественном объединении «Волонтеры здоровья» - утверждено решением ученого совета от 09.06.2014 г., протокол № 12. 

«Положение о студенческом общественном объединении «Волонтерский корпус» ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»  - утверждено решением ученого совета от 25.10.2016 г., протокол № 12). 

 

В целях обеспечения условий для обучения   лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по мере необходимости к работе могут быть привлечены иные специалисты.

Дополнительная подготовка педагогических работников

В университете осуществляется подготовка научно-педагогических работников к работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения по данному направлению деятельности возложена на центр развития карьеры.

Разработаны инструкции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них.

Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

В НВГУ созданы условия для  довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов, абитуриентов с ОВЗ.

 

Организация довузовской подготовки и профориентационной работы инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает:

- «Дни открытых дверей» НВГУ;

- разработку и совершенствование рекламно-информационных проспектов о факультетах Университета, направлениях и профилях подготовки, специальностях;

- заключение договоров о сотрудничестве в области образовательных и научно-методических связей с образовательными учреждениями г.Нижневартовска и Нижневартовского района;

- непосредственное взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями;

- профориентационную работу в рамках чтения курсов повышения квалификации;

- выступление преподавателей НВГУ на родительских собраниях, классных часах в образовательных учреждениях;

- проведение методических семинаров для педагогов школ по вопросам профориентации учащихся (при необходимости);

Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.

Разработан регламент по приему на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)

 

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в правилах приема на обучение по образовательным программам высшего образования:

Информационная открытость

Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей

Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Имеется версия сайта для слабовидящих.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Университет располагает современной материально-технической базой, отвечающей требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов пожарной безопасности.

Образовательный процесс обеспечен персональными компьютерами, мультимедийными средствами, оргтехникой, техническими средствами для проведения вебинаров.

 
 

Программные и технические средства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Использование компьютерной техники, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи для обучающихся с нарушениями зрения (при наличии)

Программные и технические средства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов:

  1. для студентов с нарушениями слуха: переносная индукционная система «Сонет-РСМ», позволяющая обеспечить прием-передачу учебной информации в доступных формах;
  2. для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: сенсорная клавиатура «Клавинта», компьютерный роллер «Optima Trackball». К клавиатуре прилагаются девять сменных накладок, которые позволяют работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, экранным калькулятором, математическим программным обеспечением и Web-браузерами;
  3. для студентов с нарушениями зрения: дисплей Брайля Focus 40 Blue, принтер Брайля ViewPlus Cub Jr, стационарный электронный видеоувеличитель ONYX HD Portable, ручное увеличивающее устройство RUBY. Специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, экранная лупа.

Предусмотрена возможность оборудования любой аудитории для проведения занятий с использованием проектора, видеоувеличителя для удаленного просмотра, переносной индукционной системы.

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин

В образовательные программы включены адаптационные дисциплины: «Адаптация личности в профессиональной деятельности», «Профессиональная адаптация молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья», «Элективный курс по физической культуре для лиц с ОВЗ» (рассмотрено на заседании учебно-методического совета от 27 октября 2015 г., утверждено на заседании Ученого совета от 29 октября 2015 г. № 4)

Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Имеются методические рекомендации преподавателям по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк рабочих программ дисциплин. Из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, обучающиеся лица с ОВЗ могут воспользоваться ресурсами лицензионных электронно-библиотечных систем (ЭБС):

1. «Университетская библиотека онлайн». Условия доступа: регистрация по IP-адресам в локальной сети НВГУ, которая позволяет пользоваться ЭБС из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет. ООО «ДиректМедиа». Договор № 14/04-15Е-44 от 21.12.2015 г. Действителен по 30.09.2017 г. (http://www.biblioclub.ru). Многоуровневая система навигации ЭБС позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.

При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа (например, Jaws , «Balabolka»).

Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, могут быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.

В ЭБС представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями.

2. Электронно-библиотечная система IPRbooks. Условия доступа: регистрация по IP-адресам в локальной сети НВГУ, которая позволяет пользоваться ЭБС IPRbooks из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет. ООО «АйПиЭрМедиа». Договор № 15/04-15Е-44 от 21.12.2015 г. Действителен до 17.10.2017 г. (http://iprbookshop.ru). При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги.

3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». Условия доступа: регистрация по IP-адресам в локальной сети НВГУ, которая позволяет пользоваться ЭБС из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет. ООО «Издательство Лань». Договор № 40/04-16Е-223  на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям ЭБС «Лань» от 27.10.2016 г. действителен до 31.12.2017 г. (http://e.lanbook.com). Договор № 64/04-16Е-223 на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям ЭБС «Лань» от 24.11.2016 г. действителен до 20.02.2018 г. (http://e.lanbook.com). При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги.

 4. Полнотекстовая база данных научных и учебных изданий преподавателей НВГУ. Условия доступа: авторизация по логину и паролю, которая позволяет пользоваться полнотекстовой базой данных из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет.  Логин и пароль для доступа предоставляет библиотека (lib.nvsuedu.ru). При чтении масштаб страницы можно увеличить.

Библиотека располагает учебными документами, представленными на электронных носителях в количестве более 200 наименований.

Названия представлены в электронном каталоге на Web-сайте университета.

Обеспечение библиотечно-информационного обслуживания   лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает:

  • Содействие в поиске книг по электронному каталогу.
  • Заказ книг по межбиблиотечному абонементу.
  • Выдачу книг на дом доверенному лицу инвалида.
  • Виртуальная справочная служба позволяющая, не выходя из дома:

- узнать, есть ли необходимые  документы (книги, журналы, газеты) в фонде Библиотеки НВГУ;

- уточнить элементы библиографического описания издания (автор, заглавие, выходные сведения);

- подобрать документы (не более 10 источников) по интересующей теме;

- получить информацию об интересующих фактах и событиях;

 

 

Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности

Заключены договоры на прохождение всех видов практики, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов.

При составлении индивидуального плана обучения могут предусматриваться  различные варианты проведения занятий: в академической группе, при необходимости индивидуально и на дому, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется Центром развития карьеры во взаимодействии с городским центром занятости населения, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству выпускников университета.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: информирование об имеющихся вакансиях посредством публикации на сайте университета, в социальных сетях, рассылки на электронные адреса; ведение базы данных по студентам и выпускникам с ОВЗ и инвалидностью; профессиональное тестирование по выявлению интересов и способностей; организация и проведение ярмарок вакансий в онлайн-режиме; организация дней открытых дверей и встреч с работодателями; индивидуальные и групповые консультации обучающихся и выпускников по вопросам трудоустройства и поведения на рынке труда;  занятия по курсу «Психология и технология карьеры».

 В университете действует система дистанционного образования (СДО).  Информация, представленная на сайте дистанционного обучения, соответствует стандарту обеспечения доступности web-контента (WebContentAccessibility). Система обеспечивает возможность коммуникации преподавателей с обучаемыми,  обучающихся между собой, обучения по индивидуальному графику на дому, в том числе осуществлять процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Использование дистанционных образовательных технологий

В образовательном процессе при необходимости могут использоваться технологии дистанционного обучения.

В университете имеются виртуальный читальный зал, доступ к ЭБС сторонних организаций, портал на основе СДО «Moodle».

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».

Организационно-педагогическое сопровождение (далее - ОПС) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает контроль над освоением образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и базовым или индивидуальным учебными планами. ОПС включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций, контроль по результатам текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации).   

Психолого-педагогическое сопровождение (далее - ППС) при необходимости оказывается инвалидам и лицам с ОВЗ, испытывающим сложности в усвоении учебного материала, и/или в установлении межличностных взаимодействий с педагогами и/или обучающимися в процессе обучения. ППС предусматривает:

- проведение семинаров для преподавателей и сотрудников, работающих с данным контингентом обучающихся;

- индивидуальное консультирование обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

- создание условий для успешной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к процессу обучения;

- социальную поддержку инвалидов и лиц с ОВЗ, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставление услуг медицинского кабинета, санаторно-профилактического отдыха согласно действующего законодательства;

- организацию студенческой волонтерской службы при поддержке Студенческого совета НВГУ, студенческого актива Университета для оказания волонтерской помощи инвалидам и лицам с ОВЗ (персональное сопровождение в образовательном пространстве, выполнение функций посредника между студентом-инвалидом и преподавателями и др.);

- создание в университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура"

В вузе утвержден особый порядок реализации дисциплины «Физическая культура».

Освоение дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ и инвалидами осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения учебных занятий по физической культуре в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ с различными нарушениями функций организма человека

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

В вузе создана волонтерская служба для оказания помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Ответственность за реализацию данного направления деятельности возложена на управление по делам студентов.

Наличие медпункта

Имеются медпункты в учебных корпусах по адресам: 

ул. Ленина 56, ул. Дзержинского 11, ул. Ленина 2




Изменено: 29.12.2016