Эльбрусское эхо войны

Сергей Еремин, доцент кафедры истории России НВГУ, руководитель студенческого отряда «Следопыт» принял участие в поисковой экспедиции на территории Эльбрусского района Республики Кабардино-Балкария.

Это третья поездка «Следопыта» на г. Эльбрус. Она была посвящена 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Предыдущие экспедиции проходили в рамках международного военно-исторического фестиваля «Заоблачный фронт» в 2017 и 2018 годах.

Работы на г. Эльбрус велись на высоте 3500-3850 метро вместе с поисковиками из Республики Башкортостан, Челябинской области и бойцами подразделения Центра горной подготовки и выживания «Терскол» Министерства обороны РФ. Артефакты и останки зачастую находились в расщелинах, поэтому потребовалась специальная подготовка, экипировка и  альпинистское снаряжение – «кошки», ледорубы, веревки, спусковые и др.

На участке, где находилась высокогорная гостиница «Приют-11», поисковики обнаружили хвостовики от 50-миллиметровых минометных снарядов, осколки гранат, гильзы и планки от карабина Маузера. На основе находок можно предположить, что в период боев за Кавказ на высоте более 4000 метров были боевые столкновения между частями Вермахта и РККА.

  

  

 

Историческая справка. Согласно плану Адольфа Гитлера, оккупация Вермахта Кавказа должна была лишить СССР таких стратегических ресурсов, как уголь, сталь и нефть. Ответственную задачу по захвату ключевых высот на Кавказе Гитлер возложил на первую горно-стрелковую дивизию «Эдельвейс». 

В конце 1930-х  начале 1940-х годов будущие егеря «Эдельвейса» приезжали в Советский Союз для восхождения на Эльбрус в качестве туристов. За это время они обошли практически все вершины и изучили каждый перевал Кавказского хребта. Высотный опыт на Эльбрусе получил и командир дивизии «Эдельвейс» Хуберт Ланц, зарекомендовавший себя умелым альпинистом. Его дивизия считалась элитным подразделением Вермахта, участники которого ежедневно обучались искусству ведения боевых действий в горах. На вымпеле и обмундировании бойцов красовался горный цветок эдельвейс.

Когда в августе 1942 г. Ставрополь, Армавир и Майкоп пали, никаких препятствий на пути к Главному Кавказскому хребту для гитлеровцев больше не было. В Красной армии солдат с альпинистскими навыками было крайне мало. Тем не менее, 14 августа на торжественном ужине в Кремле Иосиф Сталин уверенно заявил Уинстону Черчиллю, что «немцы не перейдут через Кавказский хребет». Но уже 18 августа отряд немецких егерей численностью до 100 человек  под руководством капитана Хайнц Грота вышел к  гостинице для альпинистов «Приют-11». Объект располагался на высоте 4200 метром над уровнем моря на южном склоне Эльбруса.

Немецкие егеря  беспрепятственно заняли ключевые высоты на Эльбрусе. На своих базах они соорудили деревоземляные огневые точки, наладили связь. 21 августа флаги с нацистской символикой были установлены на западной и восточной вершинах Эльбруса.

В начале сентября отряд лейтенанта Гургена Григорьянца, наспех сформированный из кавалеристов в поселке Терскол, в составе 102 человек, получил приказ выбить немецких егерей с Эльбруса. Красноармейцы отправились на боевое задание без специального снаряжения, в пехотном обмундировании. Роте даже не присвоили номер и не снабдили картами местности.

О том, что в тот день произошло на Эльбрусе, говорится в боевом донесении 214-го кавалерийского полка: «Отряд лейтенанта Г. Григорьянца продвигался вперёд по снежному полю, был остановлен сильным ружейно-пулемётным огнём противника с командных высот в районе «Приюта-11». Натолкнувшись на огонь противника, Г. Григорьянц с ходу развернул отряд и повёл в атаку, не оставив резервов. Противник сосредоточил всю массу огня по отряду, расстроив главные силы наступающих. Г. Григорьянц, пренебрегая смертью, с криками «Ура!», «За Сталина!» дважды атаковал противника, продвигаясь вперёд, и, только потеряв три четверти личного состава, залёг и вёл бой до 14:00… Лейтенант Гурген Григорьянц, раненный в обе ноги, остался в расположении обороны противника. Даже будучи раненым, он призывал своих бойцов в атаку».

«Я не мог понять русских: почему, зная, что эти позиции они взять не смогут, они волнами накатывались и накатывались на ледник, а мы укладывали их на снежные склоны. Несмотря на большие потери, они продолжали этот бессмысленный штурм», — позже вспоминал Хайнц Грот.

Почти все солдаты роты Гургена Григорьянца погибли на ледяных склонах Эльбруса. Судьба самого командира роты долгое время оставалась неизвестной. Немцы утверждали, что он сдался в плен, его лечили в немецком госпитале, но он умер и был похоронен на одном из немецких кладбищ.

В 2015 году, в канун празднования 70-летней годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, военнослужащие Центра горной подготовки и выживания «Терскол» Министерства обороны РФ обнаружили на леднике Гарабаши останки человека. Экспертиза показала, что они принадлежат именно Гургену Григорьянцу. Командир не сдавался в плен, так же как не сдались немецким егерям ещё 42 солдата, тела которых удалось обнаружить поисковикам.  

Гибель роты Г. Григорьянца не была напрасной. Через некоторое время фронтовая обстановка стала меняться, а окружение армии Паулюса под Сталинградом предвещало кавказской группировке немецких войск серьёзные проблемы. Через три месяца после расстрела советских солдат на Эльбрусе, в ночь на 1 января 1943 года, фашисты начали отступать с Кавказа. Их преследовали советские войска Северной группы войск. По этой причине 1 января принято считать датой начала Северо-Кавказской наступательной операции. 

Одновременно с этим командующий Закавказским фронтом генерал Иван Тюленев отдал приказ сбросить с Эльбруса нацистские штандарты и установить флаги Советского Союза. Была сформирована группа из 20 альпинистов, которую возглавил заслуженный мастер спорта СССР по альпинизму Александр Гусев. 

«Это было первое массовое восхождение на эту вершину в условиях военной зимы. Мы знали, что нас подстерегало: кроме меня и заслуженного мастера спорта Николая Гусака зимой на Эльбрус никто не восходил, нам были неизвестны расположения минных полей, а что стоило самодельное альпинистское снаряжение?! Большой груз оружия, минимум питания, неясность обстановки…» — рассказывал он впоследствии о полученном задании.  

К «Приюту-11» красноармейцы подошли 9 февраля 1943 года. Здание оказалось разрушено. Они всё же смогли найти помещение, в котором можно было разместиться и переждать снежную бурю, которая длилась почти неделю. 

«Кончились продукты. И не только те, что мы принесли с собой, но и те, что случайно уцелели после взрыва склада отступившими егерями. Положение становилось критическим: подъём на Эльбрус в такую непогоду был крайне рискованным, а задание надо было выполнить во что бы то ни стало», — вспоминал А. Гусев. 

Для восхождения на вершины Эльбруса Алексей Гусев разделил отряд на две группы. 13 февраля первую группу в составе шести человек на западную вершину повели Николай Гусак и замполит Евгений Белецкий. Несмотря на сбивающий с ног ветер и сильный мороз, группа добралась до вершины высотой в 5642 м за девять часов.

Когда солдаты поднялись на пик, то обнаружили на нём обрывки разорванных ветром фашистских флагов. Сняв их, альпинисты водрузили флаг СССР и оставили записку: «13.02.1943 г. 14:00. Сегодня сюда поднялась группа инструкторов альпинизма Р.К.К.А. с «Приюта-11» за 9 часов. Снегопад, туман, мороз. Восхождение посвящено освобождению Кавказа от гитлеровцев и 25-й годовщине нашей славной Красной армии. Группа по приказу командования Закавказского фронта сняла немецко-фашистский вымпел и установила наш красный флаг СССР. Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша партия ВКП(б) и героическая Красная армия! Да здравствует наш Эльбрус и вновь свободный Кавказ!»

После первого успеха 14 альпинистов под руководством А. Гусева в ночь на 17 февраля штурмовали восточную вершину горы. Спустя девять часов второй пик Эльбруса был освобождён от нацистских флагов, а на их место альпинисты установили флаг СССР.

За мужественное проведение операции Александр Гусев и Николай Гусак были удостоены орденов Красной Звезды, остальные 18 участников получили медали «За отвагу». Орденом Красной Звезды был награждён посмертно лейтенант, разведчик Гурген Агаджанович Григорьянц.

24 августа 2020 г.
907