- ДПО – среди приоритетов Минобрнауки РФ. По словам главы ведомства Валерия Фалькова, этой сфере последовательно уделяется внимание с расчетом на то, что осуществляемые «действия и инициативы будут стимулировать ее развитие». На ваш взгляд, какие из них (и почему) уже положительно влияют или повлияют в перспективе на эффективное развитие системы? А какие идеи/решения вы бы предложили как руководитель образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы?
- Инициативы Минобрнауки РФ в области дополнительного профессионального образования направлены, прежде всего, на то, чтобы выстроить в РФ гибкую и мобильную систему ДПО, адаптирующуюся к VUCA-миру и готовую мгновенно реагировать не только на текущие потребности рынка труда. В контексте глобальных изменений также важно разрабатывать дополнительные профессиональные программы, формирующие компетенции будущих профессий, про которые работодатели могут ещё и не знать.
Одно из решений, которое я бы предложил к воплощению в университете, – выйти на мировые рынки с фронтирными программами ДПО на иностранных языках. Тем более, что благодаря ФП «Новые возможности для каждого» у НВГУ есть приобретенный опыт и инструментарий реализации программ ДПО в дистанционном формате.
- Амбициозные задачи ставятся перед организациями высшего образования на уровне госполитики. Так, к 2024 году количество обучающихся в вузах по программам непрерывного образования россиян должно быть увеличено до 3 млн. По мнению экспертов, чтобы конвертировать рост охвата ДПО в реальное повышение качества предложения на рынке труда, необходимо усилить взаимодействие вузов с предприятиями реального сектора экономики. Расскажите, каким образом и за счет, каких ресурсов ваш вуз выстраивает эти связи? С какими сложностями сталкиваетесь, и как их решаете?
- Не разграничивал бы жестко особенности взаимодействия университета с предприятиями реального сектора экономики по основным и дополнительным образовательным программам. Считаю, что только взаимодополнение является ключом к успеху. Базовые кафедры, профильные классы, R&D, КПК, стажировки, производственная практика, конференции, форсайт-сессии на предприятиях ключевых работодателей – все это направлено на брендирование и позиционирование нашего вуза на региональном уровне, и реальное повышение качества предложения на рынке труда.
Отмечу, что в рамках реализации ФП «Новые возможности для каждого» в НВГУ к разработке программ ДПО мы привлекли администрацию Нижневартовска и Нижневартовского района, сотрудников центра электронной демократии, компаний «Нижневартовскнефтеотдача», «ЮТЭК – Покачи», «Славнефть-Мегионнефтегаз» и других ключевых предприятий региона.
- В 2021 году господдержка программ непрерывного образования заложена в нацпроектах «Демография» и «Цифровая экономика». При этом выросли требования к участникам. Теперь вузы должны не просто обучать граждан, но и делать это с гарантией трудоустройства. Кроме того, образовательным организациям необходимо обеспечить финансовую доступность программ ДПО, что, безусловно, сопряжено с трудностями. Как справляетесь со столь масштабным комплексом серьезных задач? Какие рекомендации можете дать коллегам?
- Основная проблема заключается в гарантиях трудоустройства. Мы тесно сотрудничаем с центром занятости региона и ориентируемся на соответствующие актуальные вакансии на предприятиях. С целью выполнения социальной функции по стабилизации ситуации на рынке труда планируется обучать граждан в рамках нацпроектов «Демография» и «Цифровая экономика» с плановым трудоустройством по договорам с работодателями, компаниями, заказчиками и бизнес-партнерами, участвовавшими в разработке, реализации и сопровождении ОП, а также с ключевыми предприятиями региона.
Коллегам рекомендую внедрять актуальные для работодателей программы ДПО.
- Отмечаемая в СМИ конкуренция вузов и EdTech- компаний не мешает экспертам утверждать, что будущее – за совместными проектами. Ваше мнение на этот счет? Какими могут быть плюсы и минусы таких коллабораций для системы непрерывного образования? Ели есть подобный опыт, поделитесь.
- Абсолютно согласен с министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольгой Петровой. Только при условии симбиоза трех ключевых игроков, а именно университетов как драйверов методик обучения, ИТ-компаний – разработчиков прорывного образовательного софта и предприятий-партнеров, выступающих заказчиками актуальных компетенций реального сектора экономики региона, можно добиться фронтирных синергетических эффектов. Если говорить об опыте: совместно с МИП «Инновационные технологии» и компанией «РН-Бурение» разработан информационный ресурс по техносферной безопасности на электронной площадке «Эдуойлтехстарт Югра!».
- Несмотря на пандемию коронавируса и связанные с ней ограничения, рядом российских вузов увеличены доходы от программ непрерывного образования в 2020 году. Высокие результаты были получены, например, за счет цифровизации образовательного процесса, запуска блока программ IT-направленности, освоения новых целевых сегментов потенциальных слушателей и компаний-заказчиков обучения. Какие меры оказались результативными в вашем случае? Какие инициативы/решения используете в постпандемийной практике?
- В нашем случае эффективным оказалось точечное обращение к реальному сектору (информирование организаций-работодателей, рассылка информационных писем, размещение контента на сайтах организаций-работодателей; рассылка информационного буклета слушателям программ ДПО), СМС-рассылка с использованием сервиса «МТС Маркетолог» и работа в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram.
Как положительный момент отмечу узнаваемость ФП «Новые возможности для каждого», результатом чего стало повышение привлекательности дополнительных образовательных программ для граждан автономного округа.
Так как апробированные в период реализации проекта алгоритмы работы оказались результативными, используем их и в постпандемийной практике.
- Любой вуз стремится лидировать, набирать репутационный вес, а в условиях, когда это во многом определяется успешностью ОО в реализации непрерывного образования, особенно значимы организация и стратегия развития этой системы на базе университета, качество предлагаемых образовательных продуктов и квалификация научно-педагогических кадров. Расскажите об этих аспектах деятельности.
Продвижением непрерывного образования в университете занимается Управление развития и платных образовательных услуг (УРиПОУ). В 2020 году реализованы программы профессиональной переподготовки (ПП), повышения квалификации (ПК) и общеразвивающие для детей и взрослых. По 49 программам ПП заключены 367 договоров. По 48 – количество выпускников насчитывает 464 человека: для сравнения, в 2019 году обучение прошли более 360 слушателей. Наиболее востребованными направлениями являются «Информационно-коммуникационные технологии и ресурсы в образовании», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Техносферная безопасность», «Химическая технология органических веществ», «Экология». С применением дистанционных технологий обучения реализовали 44 программы ПП. УМКД по этим программам в полном объеме размещены на сайте. Всего реализованы 44 программы ПП, обучены более 3,2 тыс. человек. Из реализованных программ ПК, обучение по которым прошли свыше 3,1 тыс. человек, 17 были разработаны и введены в систему ДО НВГУ в рамках ФП «Новые возможности для каждого». Наиболее востребованными оказались такие, например, как «Развитие цифровых компетенций с использованием ресурсов и сервисов цифровой экономики», «Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», «Технологии обеспечения защиты персональных данных». Что касается общеразвивающих программ, то за указанный период была реализована 21, в том числе 15 для детей (568 человек) и 6 для взрослых (241 человек).
Кроме того, для 250 молодых специалистов и работников компании «Самотлорнефтегаз» организована и проведена 23-я региональная научно-техническая конференция.
По итогам 2020 года среднегодовая численность обучающихся по дополнительным профессиональным программам составила более 420 человек, общая – свыше 4,8 тыс. слушателей.
На подготовку по ОП и прочим услугам были заключены 596 договоров, из них 28 с юридическими лицами, на программы ДПО – 481, на дополнительные общеразвивающие программы детей и взрослых – 115, на прочие виды услуг – 1.
Также в 2020 году заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» ФП «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование».
По материалам журнала «Аккредитация в образовании»