Ведущие российские и зарубежные ученые, эксперты, преподаватели и другие представители профессионального сообщества обсудили ключевые направления развития педагогического образования в России и странах СНГ, его место и роль в структуре классических университетов, а также пути становления как системы опережающей подготовки кадров, основные практические проблемы и инновационные тенденции.
«Площадка Академии стала местом для продуктивных научных дискуссий. Мы обсудили вызовы в области педагогического образования, выделили наиболее значимые проблемы и пути их решения. Что для меня особенно важно? В этой работе участвовали руководители вузов, профильных факультетов и институтов со всей страны. Ее результаты несут реальную практическую пользу для развития системы высшего образования в регионах», – отметила президент РАО Ольга Васильева.
По словам Валерия Фалькова в нашей стране во все времена к учителям относились с особым уважением. «Это люди, которые выбрали для себя благородную, ответственную цель в жизни – быть наставником, передавать свои знания, опыт, раскрывать талант и быть примером. Сегодня в нашей стране более 453 тысяч человек обучаются на педагогических направлениях. Эти специальности пользуются спросом у абитуриентов, поэтому на 2021/2022 учебный год на 14% было увеличено количество бюджетных мест. В новом учебном году мы планируем принять в университеты страны на бюджетной основе более 75 тысяч будущих педагогов. Наша главная задача сегодня, сохраняя традиции, сделать педагогическое образование, как в профильных, так и в классических вузах качественным и отвечающим вызовам времени», – сказал Валерий Николаевич.
Участники форума отметили ряд ключевых моментов, стоящих перед отечественной системой подготовки педагогических кадров – необходимость обеспечения единства образовательного пространства, совершенствование моделей постдипломного сопровождения профессиональной деятельности педагога, усиление профориентационной работы среди школьников, обеспечение новых подходов к организации и проведению педагогических практик, решение проблемы цифровизации педагогического образования.
На площадке форума также состоялось совещание руководителей организаций высшего профессионального образования. Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев обозначил необходимость увеличения количества бюджетных мест в педагогических магистратурах российских классических университетов.
На международном круглом столе «Развитие педагогического образования на пространстве СНГ» обсудили модели повышения качества профессиональной педагогической подготовки, модернизацию системы непрерывного педагогического образования в контексте современных вызовов, подходы к развитию интеграции в области педагогического образования в странах СНГ с точки зрения форматов и механизмов работы.
Параллельно с проводившимися в РАО мероприятиями шли дискуссии и круглые столы на площадках университетов – МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, МГПУ. Здесь участники обсудили взаимосвязь между образовательными программами магистратуры и актуальными потребностями экономики и рынка труда, стратегии подготовки педагогических кадров в современном техническом вузе, научно-исследовательскую работу в рамках подготовки педагогических кадров.
«Цель и результаты форума – это формирование ключевых направлений развития педагогического образования в классических российских университетах, подготовка проектных предложений в области педагогической науки и педагогических кадров для системы образования, а также анонсирование основных мероприятий РАО в области развития педагогического образования на 2022 год», – рассказал проректор по развитию Буркит Махутов.
«За два дня форума мы обсудили современное состояние и перспективы развития педагогического профессионализма, поделились мнениями о едином образовательном пространстве подготовки будущих педагогов и познакомились с искусством и технологиями воспитания будущего учителя в высшей школе. Кроме того, узнали о цифровых ресурсах и инструментах в подготовке педагогов, дискутировали на тему подготовки педагогических кадров высшей школы и размышляли о компетенциях научно-исследовательской деятельности у будущих педагогов. Благодаря форуму удалось сформировать единство подходов к предметной и методической подготовке учителей, определить актуальные потребности экономики и рынка труда, смоделировать инструменты научно-исследовательской работы в рамках подготовки педагогических кадров», – подытожила декан факультета педагогики и психологии Олеся Истрофилова.