II Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ» прошла 26 марта в НВГУ.

В работе  конференции приняли участие более 150  преподавателей, научных сотрудников, молодых ученых и специалистов  из Ростова-на-Дону, Нижневартовска, Мегиона, Лангепаса, Покачей и других населенных пунктов ХМАО-Югры. Конференция стала уникальной площадкой для обмена опытом тех, кто причастен к  образованию и желает соответствовать тем стремительным изменениям, которые происходят в этой сфере.

Программа конференции имела семь секций, которые работали параллельно. Каждая секция была посвящена определенной проблеме в области современного образования.

Участники Конференции отметили важнейшую тенденцию - повышение интереса к исследовательской деятельности учащихся, как в системе среднего общего образования, так и в системе высшего профессионального образования. Это обусловлено современными требованиями к качеству образования, и, как следствие - рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов.

В настоящее время усиливается необходимость четко сформулировать критерии оценки качества и результативности обучения, в которых ведущее место должны занять ключевые компетенции, формирование которых наиболее эффективно в образовании, основанном на принципах исследовательской деятельности.

Большое внимание уделялось рассмотрению концепции целеустремленного формирования компетенций: модель, методика формирования, система оценивания формируемых компетенций.

Участники конференции обсудили проблемы и перспективы исследования инновационных подходов в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса. Специалисты образовательных учреждений представили опыт деятельности психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в целях содействия его накоплению и распространению.

Заслушав и обсудив пленарные доклады проректора по УР НВГУ кандидата исторических наук, профессора В.И. Гребенюкова и доктора педагогических наук, профессора, декана факультета «Педагогики и практической психологии» Педагогического института Южного Федерального Университета Р.М. Чумичевой, участники конференции отметили ключевые задачи современного образования и перспективного развития НВГУ:

  • развитие электронного обучения
  • повсеместное использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
  • постоянное совершенствование контрольно-оценочных средств
  • создание каждым преподавателем личного кабинета на сайте университета;
  • размещение публикаций на сайте университета;
  • постоянный самоконтроль, через процедуру самообследования;
  • развитие сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, предприятиями региона и научными организациями;
  • расширение социального диалога университета  и профессионального сообщества.

Участники Конференции рекомендуют:

  • продолжить содержательную работу в рамках конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ»;
  • опубликовать материалы по итогам работы  конференции;
  • продолжить сотрудничество с образовательными и научными учреждениями России, стран СНГ и дальнего зарубежья;
  • продолжить развитие системы информационного обмена между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов;
  • апробировать на отдельных факультетах НВГУ  дневник индивидуального сопровождения студента, используемый на этапах  выбора адекватного варианта индивидуальной образовательной траектории, реализации выбранного решения и оценки его эффективности;
  • в целях создания эффективных условий адаптации студентов разработать материалы для успешной социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в вузе и профессиональной адаптации молодых специалистов (выпускников НВГУ) к профессиональной деятельности;
  • разработать Положение об ассоциации работодателей и создать данную структуру на базе НВГУ;
  • рекомендовать научно-исследовательской лаборатории «Инновационные технологии в образовании» рассмотреть вопрос о возможности проведения для старшеклассников публичных лекций ученых НВГУ и других ВУЗов Нижневартовска в целях профориентационной работы и повышения исследовательской культуры обучающихся;
  • предложить факультетам НВГУ организовать и провести на базе университета в 2013-2014 учебном году олимпиады школьников по профильным учебным предметам;
  • в целях реализации модели целеустремленного формирования и оценивания компетенций у студентов вузов предложить создать на факультетах и кафедрах ВНИКи,  включающие преподавателей и организаторов учебного процесса по различным направлениям подготовки;
  • в рамках методических семинаров с работодателями, разрабатывать и реализовывать в образовательных и социальных учреждениях проекты и программы, в которых ведущая роль отводится активным формам и методам обучения и воспитания, направленным на сокращение предотвратимых причин возникновения психических, психологических проблем в развитии ребенка и оптимальное решение проблемы сопровождения замещающих семей.
01 апреля 2013 г.
168