Александра Спичак, доцент кафедры истории России и документоведения НВГУ: «Я для себя решила, что стану преподавателем-наставником. Буду вдохновлять, верить и поддерживать студентов»

Билет в успешное будущее

Поступать в НВГУ меня убедили родители. Они и подсказали, что моя специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления» – одна из самых актуальных специальностей. Я точно не останусь без работы. Так и оказалось. Выпускников университета, обучающихся по направлению «Документоведение и архивоведение», работодатели разбирают как «горячие пирожки». Студенты получают предложения о работе еще до окончания вуза.

Студенческие годы и судьбоносная поездка

Ярких воспоминаний множество. Мы со студентами успевали и учиться на красный диплом, и участвовать в ежегодном мероприятии, которое проводилось на нашей специальности «Документалия – Н» (танцы, песни, КВН и т.д. Однажды я даже оказалась ведущей), и ездить на конференции. Наверное, самые яркие воспоминания – это поездки, по большей части в Тобольск, где произошло первое знакомство и любовь с первого взгляда в архивное дело.

Естественный путь: от студента до преподавателя

Фактически, я не уходила из университета: студенчество плавно перешло в аспирантуру, а позже – в должность преподавателя. Произошло все естественно, вероятно потому, что на протяжении всего этого периода я чувствовала себя на своем месте.

Мы все занимаемся наукой: одно от другого неотделимо для любого преподавателя. Как говорится, «отдых – это смена деятельности», поэтому для меня уйти в науку не стало сложностью: напротив, занятие различными видами деятельности оказывает благоприятное влияние на функционирование мозга и точно пробуждает интерес к работе. Кроме того, мы занимаемся наукой и со студентами, что гармонично вписывается в обучение.

Преподаватель-наставник: вдохновлять, верить, поддерживать

Помню, еще в аспирантуре на занятии по английскому языку нам сказали подготовить эссе о наших целях в профессиональной сфере. Тогда я решила, что хочу быть для студентов не только учителем, но и наставником. До сих пор эта задача для меня актуальна. Мало дать студенту практические навыки, важно еще и вдохновлять его, помогать преодолевать препятствия, в том числе и верой в его возможности. Также следует показывать на собственном примере, чего он может достичь, прилагая достаточно усилий в процессе обучения.

Учиться, чтобы учить

Обучение продолжает влиять на мою жизнь, ведь преподаватели никогда не перестают учиться. Стремление и тяга к новым знаниям становятся привычкой, без которой не проходит и дня.

Пробуй и развивайся

Студентам, которые хотят построить академическую карьеру в сфере преподавания, я бы порекомендовала не терять времени, участвовать по возможности во всех предлагаемых преподавателями активностях и мероприятиях, в особенности научных, а также заниматься на практических занятиях, стараться чаще выступать перед аудиторией. Во-первых, набираться необходимого опыта, а во-вторых, не попробуешь – не поймешь, интересно ли тебе это.

09 января 2025 г.
662