Молодые исследователи НВГУ обсудили на круглом столе временную перспективу юношей из семей мигрантов

Испаният Кайипбекова, преподаватель кафедры психологии образования и развития, и Екатерина Петрова, студентка факультета педагогики и психологии, приняли участие в региональной научно-практической конференции «Психологическая безопасность образовательной среды в ХМАО-Югре: актуальные проблемы теории и практики». Конференция прошла на базе Сургутского государственного педагогического университета. Молодые исследователи обсудили на круглом столе временную перспективу юношей из семей мигрантов.

«Это была потрясающая поездка! Представилась возможность принять участие в такой важной конференции. Услышала разные интересные точки зрения на тему психологической безопасности в образовании. Встретилась с профессионалами в этой области. Приятным воспоминанием останется обсуждение нашей статьи. Очень благодарна Испаният Устархановне за продуктивное, весело проведенное время», – поделилась Екатерина Петрова.

Аннотация. Временная перспектива как психологическая категория описывает субъективное восприятие человеком хода времени и его влияния на поведение. Временная перспектива охватывает прошлое, настоящее и будущее, соединяя эти временные зоны в единую систему, определяющую личностное. временная перспектива юношей в значительной степени связана с необходимостью осуществления профессионального выбора. Готовность к формированию профессиональных компетенций оказывает большое влияние на готовность юношей планировать собственную жизнь, оценивать свои способности, брать на себя ответственность за решения и их последствия.

Окончание и непосредственное обучение в вузе юноши из семей мигрантов отмечают, как менее важный (6,7) в сравнении с юношами из местного населения (8,5). Так, юноши из семей местного населения связывают с обучением в вузе свое будущее, так как вуз дает специальность, в рамках которой планируется самореализация. Тогда как для юношей из семей мигрантов, вуз является не таким значительным этапом в жизни, а лишь необходимостью, навязанной родителями и обществом. Таким образом, выраженность значимости обучения в вузе серьезно разнится у двух групп испытуемых.

Анализ показателей временного профиля показали, что у юношей-мигрантов значительно преобладают планы, связанные с дальней перспективой (8,5) по сравнению с ближайшей (6,5). У их сверстников из местного населения показатели более сбалансированы - дальняя перспектива – 7,3 ближайшая перспектива – 7,6.

Различия во временной перспективе у юношей-мигрантов и их сверстников из местного населения могут быть объяснены спецификой их социального положения. Культурный контекст и необходимость адаптации в новой среде формируют у мигрантов ориентацию на достижение долгосрочных целей. Однако слабая структурированность ближайшей перспективы может ограничивать успешность реализации их жизненных планов. Так, у юношей-мигрантов выявлена ориентация на дальнюю временную перспективу, в то время как у их сверстников из местного населения наблюдается сбалансированность временных горизонтов.

 

07 декабря 2024 г.
242