Первые шаги на пути реформирования высшей школы

В Санкт-Петербургском горном университете прошло заседание руководителей вузов, входящих в консорциум «Недра». Консорциум объединяет образовательные учреждения, чьи направления обучения связаны с подготовкой специалистов для горнорудных и нефтегазовых компаний. Нижневартовский государственный университет входит в состав консорциума с 2020 года. Благодаря слаженной работе консорциума повышается компетентность преподавателей и качество высшего образования, формируется единая научно-образовательная среда и повышается эффективность научных исследований. В этот раз представители вузов обсудили новую концепцию отечественной высшей школы в связи с выходом нашей страны из Болонского процесса. В обсуждении также приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, руководитель образовательного Фонда «Талант и успех» (Сириус) Елена Шмелёва, представители Государственной Думы и Совета Федерации.

Как отметил ректор Горного Владимир Литвиненко, «сегодня наблюдается очевидная диспропорция между потребностью в развитии минерально-сырьевого комплекса, представляющего собой фундамент российской экономики, и необходимым для этого кадровым обеспечением». Причиной такого положения дел является, прежде всего, засилье образовательных программ, рассчитанных на 4 года, что явно недостаточно для подготовки молодых специалистов. Он акцентировал свое внимание на том, что при обсуждении грядущей реформы необходимо учесть множество нюансов. А в процессе её реализации – достичь единства в действиях всех заинтересованных сторон. Министерства, как государственного регулятора, который ставит перед вузами конкретные задачи и создаёт условия для их решения, академического сообщества, как локомотива инноваций, работодателей и обучающихся, мотивированных на созидание.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выразил уверенность в том, что стремление участников заседания к консолидации усилий и выработке единого мнения на основе лучших инициатив является залогом успеха грядущей реформы. Он также предложил подробно обсудить на следующем заседании консорциума «Недра» коммуникацию средней и высшей школы, а также создать рабочие группы для изучения сопутствующих вопросов.

«Перестройка высшего инженерного образования должна рассматриваться сегодня как одна из важнейших задач ускоренного социально-экономического развития государства. Необходимо пересмотреть форму, сроки и содержание подготовки технических кадров, чтобы они качественно соотносились между собой. Важно уйти от противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков обучения в формате базового образования. При этом образовательный процесс должен удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда», – заявил Валерий Фальков.

Председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области Алексей Демидов, возглавляющий Университет промышленных технологий и дизайна, назвал поэтапное претворение в жизнь реформы высшего образования «позитивным фактором». Такой подход, по его мнению, позволит избежать перегибов, неизбежных в процессе революционных изменений, а также обеспечить «синтез лучшего советского опыта и системы последних лет».

«Представители консорциума «Недра», принимающие участие в общественной дискуссии о будущем высшей школы, выступают за то, что подготовка инженеров должна занимать 5-6 лет, не меньше. Это станет очень серьёзным шагом к повышению качества технического образования. Кроме того, мы считаем необходимым введение обязательной аттестации после трёх лет работы. Ещё одно важнейшее условие – производственная практика сроком не менее шести месяцев вместо нынешних 2-3 недель. Плюс единые образовательные стандарты, предполагающие занятия по специализированным дисциплинам на 5-6 году обучения», – перечислил основные предложения вузовского сообщества Алексей Демидов.

Руководитель образовательного Фонда «Талант и успех» (Сириус) Елена Шмелёва заверила присутствующих, что проблема дефицита инженерных кадров не может быть решена без улучшения качества подготовки школьников. Какие бы трансформации ни происходили в системе высшего образования, результаты её работы в любом случае останутся в прямой зависимости от уровня абитуриентов. Если он крайне низок, ожидать появления россыпи перспективных выпускников вряд ли уместно.

«Предложение вернуться к базовой подготовке инженеров, как самодостаточному формату обучения, и магистратуре, как специализированному высшему образованию, безусловно, заслуживает нашей поддержки. Очень важно организовать стройную систему, способную повысить эффективность выпуска кадров для регионов, для развития критических технологий, востребованных на местах. Но она должна быть интегрирована со школьным образованием, качество которого не может измеряться только ЕГЭ или даже олимпиадами. Для того, чтобы повысить его, преподавателям вузов необходимо работать со своими коллегами из школ. Например, заниматься разработкой методических материалов к учебным программам. Кроме того, следует обратить внимание на предметные ассоциации педагогов, в рамках, деятельности которых можно выстроить работу с молодыми учителями», – отметила Елена Шмелёва.

Она также призвала коллег приложить усилия к тому, чтобы выработать понятные «правила игры», как с точки зрения образовательных стандартов, так и с точки зрения порядка приёма. Они должны быть «написаны простым и понятным языком, причём как для академического сообщества, так и для студентов».

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев призвал коллег действовать быстро и решительно, поскольку «от качества высшего образования зависит наша победа на всех фронтах».

«Депутаты не придумывают законы сами, они принимают их на основании общественного запроса. И один из них, безусловно, заключается в реформе высшего образования. Я полностью поддерживаю мнения, которые прозвучали в ходе заседания, это, вне всяких сомнений, позволит выработать оптимальные законодательные решения», – заверил присутствующих Сергей Кабышев.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, подводя итоги дискуссии, заявил, что «потенциал отечественной высшей школы достаточен для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону». Но для этого необходима «мобилизация усилий общества с целью направить его инерцию на рост духовно-нравственного состояния социума».

«Россия обладает колоссальным потенциалом для реализации своего уникального природного и интеллектуального капитала, ведь во времена СССР наши учёные были первыми в самых разных областях научных знаний: покорении космоса, применения мирного атома и так далее. Они сумели превратить нашу страну в высокоразвитую, самодостаточную державу, и сегодня существуют все предпосылки для того, чтобы взрастить на этом фундаменте новую плеяду талантливых, высококвалифицированных исследователей и инженеров»,– резюмировал Владимир Литвиненко.

По его мнению, одним из шагов в этом направлении должно стать постепенное сокращение числа бюджетных мест в вузах в 2-3 раза. Сэкономленные средства следует направлять на государственные образовательные гранты. Это позволит оказать поддержку наиболее мотивированным к работе в реальном секторе экономики молодым людям и создать основу для качественного роста кадрового резерва.

18 мая 2023 г.
285