
Студентки факультета педагогики и психологии приняли участие в Международной научной конференции «Женский труд в России и в мире: История. Традиции. Особенности». Мероприятие прошло на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Ангелина Воронина и Диана Десятова представили научному сообществу работу на тему «Тихий голос науки: женщины, изменившие психологию».
«Мы посвятили свой труд вкладу женщин-ученых в развитие психологической науки. Создали своеобразный «город психологии», в котором каждый объект представляет собой то или иное направление психологии. Отразили значение открытий и достижений, сделанных женщинами», – поделилась Ангелина Воронина.
Аннотация. Псевдонаучные взгляды на женский интеллект долгое время оправдывали дискриминацию, исключая женщин из науки и образования. В 19 веке Поль Брока утверждал, что левое полушарие мозга, отвечающее за речь, якобы отличает «цивилизованных» мужчин от «низших существ», включая женщин. Эти идеи использовались для ограничения их доступа к образованию, хотя позже было доказано, что размер мозга не связан с интеллектом. (Gould S.J. «The Mismeasure of Man», 1981).
Как и в других науках, в психологии женщины-учёные сталкивались с эффектом Матильды — обесцениванием их достижений, скептицизмом в отношении их открытий и присвоением заслуг мужчинам. Карен Хорни критиковала психоанализ за искажение женского опыта и впервые обратила внимание на внутренний мир женщины. Её идеи долгое время воспринимались лишь как альтернатива психоанализу, а не самостоятельная концепция, хотя именно она “очеловечила” женщину в психотерапии.
Мэри Эйнсворт разработала теорию привязанности и провела уникальные исследования значимости близости матери и ребёнка, но её вклад часто недооценивается, а основная слава досталась соавтору Джону Боулби.
Таким образом, ошибочные и предвзятые теории о женщинах на протяжении веков служили инструментом дискриминации, формируя представление о женском интеллекте как менее развитом. Эти псевдонаучные идеи укрепляли гендерные стереотипы, которые до сих пор сохраняются в научной и академической среде.