Ирина Истомина: «Я верю, что профессия учителя будет всегда уважаемой и ценной»

В 1988 году в Нижневартовске открылся филиал Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева. Он состоял из трех факультетов. Одним из первых был факультет педагогики и методики начального обучения. Именно туда пришла поступать Ирина Истомина. Она начала свой карьерный путь лаборантом и ассистентом кафедры педагогики и методики начального обучения, после стала преподавателем. Упорство и безграничная любовь к своему делу позволили Ирине Павловне в будущем возглавить родной факультет. Своими воспоминаниями о студенческой жизни, интересными проектами и планами поделилась декан факультета педагогики и психологии Ирина Истомина. 

Мечта детства

В детстве я любила играть «в школу» с подругами. Роль учителя неизменно принадлежала мне. Я знала, кем хочу стать, оставалось только решить – преподаватель русского языка и литературы или педагог начальных классов. К счастью, у меня был достойный пример – мой первый учитель, Зоя Ефимовна Завьялова, который помог сделать выбор. Так я стала студенткой Нижневартовского филиала Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева. При поступлении сдавать было страшно только историю. Экзамен проходил устно. Я боялась, что забуду даты исторических событий, но все прошло хорошо.

Студенческий дом

Филиал института находился на 3 этаже 25 школы. В гардеробе висело одно зеркало. Коллектив был девичий, приходилось занимать очередь, чтобы взглянуть на себя перед началом занятий, поправить прическу. Мы рассказали о проблеме Ибрагиму Мутелимовичу Ибрагимову. Он был проректором по административно-хозяйственной работе и преподавал нам «Основы естествознания». Уже на следующий день весь холл был заставлен трюмо. Не одно или два, а целая «батарея» зеркал. А ведь в 90-е годы в магазинах было пусто! После этого поступка Ибрагим Мутелимович стал для нас человеком, который может сделать невозможное.  

В конце первого курса мы приходили в институт уже в другое здание с молотками, сейчас это главный корпус: чистили, выбивали из стен кирпичи, которые потом использовали при перестройке здания школы в институт. Маленькие школьные классы объединяли в большие аудитории, перестраивали библиотеку. Работали и студенты, и преподаватели. Общий труд сплотил нас. Мы строили будущее, наш большой студенческий  дом.

Анатолий  Карпович Карпов возглавлял институт и преподавал нам «Современный русский литературный язык». Однажды, мы ждали его в аудитории. Как сейчас помню – заходит и начинает читать стихи. Всю пару мы заворожено слушали, а когда прозвенел звонок, Анатолий Карпович поздравил нас с Международным женским днем. Было здорово. Для нас звучали стихи от самого «главного» мужчины института.

 

 Начало пути

Первый декан факультета педагогики и психологии Ревлина Ильинична Солопова увидела во мне большой потенциал. Еще студенткой она предложила мне стать членом Ученого совета и представлять на заседании студентов института. После вручения дипломов я осталась работать в институте, а мои педагоги превратились в коллег.

В 2006 году меня избрали на должность декана факультета. Груз ответственности нельзя было не ощутить. Хотелось, чтобы факультет развивался и сохранил звание «первого». Мы открыли магистратуру, подписали договор о сотрудничестве с финским университетом JAMK. Сегодня наш вуз первый и единственный в городе готовит магистров по психологической безопасности личности и среды. Эти специалисты нужны и в школе, и в нефтяной компании.

Важные проекты

С 2016 года в детских садах и школах Югры реализуется образовательная программа «Социокультурные истоки». Она направлена на гармоничное развитие детей, формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Я разработала курс «Психолого-педагогические основы образовательной программы «Социокультурные истоки». Уже четвертый год мы единственный вуз в округе, который готовит специалистов в этой области.

Ежегодно педагоги, которые обучают детей по программе «Социокультурные истоки», участвуют в конкурсе профессионального мастерства «Источник идей». Его организует Департамент образования администрации города Нижневартовска. Наш факультет является идейным вдохновителем конкурса, осуществляет его методическое сопровождение. Конкурс помогает обратить внимание на духовно-нравственное воспитание детей и роль семьи в развитии личности ребенка. Педагоги представляют свои методические разработки по истоковедению, обмениваются опытом.

Еще один значимый проект – это добровольческое движение «Источник идей», где студенты в качестве волонтеров посещают санаторно-курортную школу города и Излучинскую школу-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты проводят развивающие мероприятия для воспитанников, дискотеки, играют в волейбол со старшеклассниками. Ярким событием для детей школы-интерната стала встреча с Олегом Котовым, сотым космонавтом России. Ребята приняли его в свой отряд «Орбита».

Кроме этого факультет сотрудничает с Окружной клинической детской больницей. Студенты занимаются с маленькими пациентами, которые находятся на длительном лечении, по школьной программе. Мы ждем, когда эпидемиологическая обстановка позволит возобновить проект.

 

Студент прошлого и настоящего

Студенты сейчас и 20 лет назад – это совершенно разные люди. Нельзя сказать лучше или хуже, они просто другие. По-другому выражают свои мысли, рассуждают и позиционируют себя. Современные студенты мне понятны и близки. Они не боятся высказывать свое мнение, ошибаться. Предлагают нестандартные подходы в решении проблем и даже не осознают, насколько эти решения уникальны.

Движение вперед

В планах запустить магистерскую программу по направлению «Социальная работа». На сегодняшний момент это единственное направление на факультете, которое не подкреплено магистерской подготовкой. Хотим организовать тематические кабинеты, которые будет имитировать группу детского сада, класс начальной школы и семейный консультационный кабинет психолога. Уже сформированы заявки, для приобретения методического и диагностического инструментария: пособия, раздаточный материал, оборудование в тематические классы, интерактивные доски, кинетический песок и прочее. Планируем возобновить издание газеты «Наш ПиП» в электронной версии.

Педагог будущего

Я верю, что профессия учителя будет всегда уважаемой и ценной. Сегодня педагог не только обучает детей, но и развивает их духовно, и нравственно. Важно, чтобы в образовательном процессе участвовали родители. Помощь и сотрудничество с их стороны  - это огромный вклад в воспитание молодого поколения.

 

21 октября 2020 г.
264