Панельная сессия 5 "Социальная Европа и социальная политика Европейского Союза» в рамках международной научно-практической конференции"

18 апреля 2019 г. в Нижневартовском государственном университете состоялось заседание панельной сессии «Социальная Европа и социальная политика Европейского Союза». Заседание данной панельной сессии проводилось в рамках проведения Международной научно-практической конференции  «Межкультурный  диалог и сотрудничество ЕС и России: опыт реализации проектов Жан Монне в Нижневартовском государственном университете».

Большое внимание на заседании панельной сессии уделялось итогам реализации Жан Монне Модуля «Социальная политика Европейского союза». В работе панельной сессии участники обсуждали ключевые проблемы организации социальной политики в Европейском союзе, возможность использования опыта Европейского союза в практике социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты в Российской Федерации.

Программа сессии включала 7 докладов преподавателей из трех учебных заведений – ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (Россия), Барселонский университет (Испания), Университетский колледж  Южной Дании (Дания), 8 студенческих проектов.

Председатель сессии – профессор кафедры славистики Барселонского Университета Марк Руиз-Соррилья (Испания)  обратился с приветственным словом к участникам и гостям конференции, выступил с докладом на тему «Социальная политика Каталонии в сфере образования». Основное внимание в докладе было уделено государственному регулированию образовательной политики Каталонии на уровне среднего и высшего образования, ее основным особенностям.

Модератор сессии - Л.А. Якубова, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой документоведения и всеобщей истории (Нижневартовский государственный университет), координатор проекта Жан Монне Модуля «Социальная политика Европейского Союза» выступила с докладом «Социальная политика Европейского союза: состояние, проблемы и перспективы». В обзорном по характеру выступлении Якубова Л.А. осветила четыре основные направления социальной политики ЕС, входящие в наднациональную компетенцию -  трудовая политика и политика в сфере обеспечения занятости, политика в сфере здравоохранения, политика в области образования, миграционная политика.  страны Европейского Союза имеют давний и вполне успешный исторический опыт развития и реализации социальной политики. Этапы ее становления, цели и основное содержание, нормативная правовая база, показатели уровня благосостояния в обществе, характеристика социального страхования экономической основы социальной политики вызывают интерес исследователей и составляют предмет их научных изысканий.

Несколько докладов были посвящены историческим аспектам развития социального государства и социальной политики в Европе.

Доклад доцента кафедры документоведения и всеобщей истории НВГУ, кандидата исторических наук Савельевой А.В. был посвящен теоретико-методологическим основам возникновения и развития социального государства в Европейском союзе. Интересен вывод автора о том, что предпосылки идеи социального государства появились в период древности, когда развитие получила модель идеального государства. Однако сформировалась она намного позже, а именно в конце XIX – начале XX в. С этого времени концепция социального государства претерпела ряд изменений и уточнений. государства невозможно не учитывать реалии глобализации.

Старший преподаватель кафедры документоведения и всеобщей истории НВГУ Беспалова Л.Н. обратилась к слушателям с докладом «Социальная помощь и социальное обеспечение в Европе: к истории вопроса». Интерес к данной теме был вызван тем, что социальная защита населения в странах Европы  второй половины XIX века претерпевала развитие по двум направлениям: с преобладанием страховых механизмов или прямого бюджетного финансирования. В зависимости от пути развития на сегодняшний день выделяют две модели: консервативную бисмарковскую и либеральную бевериджескую. В основе страховой бисмарковской модели лежат рыночные принципы осуществления социальной политики. В свою очередь, бевериджеская модель, получившая свое название в честь лорда Великобритании Бевериджа, ставит своей целью обеспечение минимального гарантированного дохода.

Большой интерес вызвал доклад Тринэ Этцеродт, руководителя программы «Социальное образование» Университетского колледжа Южной Дании (Дания) на тему «Социальная работа в Дании и подготовка специалистов по социальному образованию в Университетском колледже Южной Дании». Трине Этцеродт поделилась информацией об организации учебного процесса по направлению подготовки «Социальное образование», наполнением учебного плана, видам практик, особенностями трудоустройства выпускников. Доклад носил практикоориентированный, прикладной характер, был с большим интересом встречен аудиторией.

Два доклада преподавателей НВГУ основаны на практическом опыте и стажировках в европейских вузах – партнерах. Белькова А.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций НВГУ, побывав в Барселонском университете и проведя занятия со студентами  по русскому языку  и русской культуре, выступила с докладом «Культурно–социальная интеграция мигрантов в Европейском союзе: к вопросу о роли языка». Языковые трудности и языковое восприятие – это первое, с чем сталкиваются мигранты. Язык занимает центральное место в интеграции мигрантов.

Бауэр Е.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования НВГУ поделилась опытом стажировки в Университетском колледже Южной Дании и выступили с докладом «Семья в фокусе внимания государства и общества Дании», уделив внимание институту семьи как важному направлению государственной социальной политики.

Во второй части панельной сессии выступали аспиранты, магистранты, студенты уровня бакалавриата гуманитарного факультета, защищали свои исследовательские проекты. Тематика проектов была достаточно разнообразной и охватывала все основные направления социальной политики ЕС – миграционный кризис и миграционную политику ЕС (проекты Сойкина А., Островской А., Фоминой А.), модели социальной политики ЕС и вопросы региональной социальной интеграции (проекты Зудова С., Гузик Л.), образовательная политика ЕС (проект Парапановой М.), государство благосостояния в ЕС (проект Палавинской И.), Европейский парламент и его роль в регулировании социальной политики ЕС (проект Никитиной М.).

Таким образом, работа панельной сессии «Социальная Европа и социальная политика Европейского Союза» прошла в формате научной дискуссии по актуальным для Европейского Союза проблемам.

Резолюция панельной сессии «Социальная Европа и социальная политика Европейского Союза»

09 сентября 2019 г.
113