В работе конференции приняли участие более 150 преподавателей, научных сотрудников, молодых ученых и специалистов из Ростова-на-Дону, Нижневартовска, Мегиона, Лангепаса, Покачей и других населенных пунктов ХМАО-Югры. Конференция стала уникальной площадкой для обмена опытом тех, кто причастен к образованию и желает соответствовать тем стремительным изменениям, которые происходят в этой сфере.
Программа конференции имела семь секций, которые работали параллельно. Каждая секция была посвящена определенной проблеме в области современного образования.
Участники Конференции отметили важнейшую тенденцию - повышение интереса к исследовательской деятельности учащихся, как в системе среднего общего образования, так и в системе высшего профессионального образования. Это обусловлено современными требованиями к качеству образования, и, как следствие - рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов.
В настоящее время усиливается необходимость четко сформулировать критерии оценки качества и результативности обучения, в которых ведущее место должны занять ключевые компетенции, формирование которых наиболее эффективно в образовании, основанном на принципах исследовательской деятельности.
Большое внимание уделялось рассмотрению концепции целеустремленного формирования компетенций: модель, методика формирования, система оценивания формируемых компетенций.
Участники конференции обсудили проблемы и перспективы исследования инновационных подходов в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса. Специалисты образовательных учреждений представили опыт деятельности психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в целях содействия его накоплению и распространению.
Заслушав и обсудив пленарные доклады проректора по УР НВГУ кандидата исторических наук, профессора В.И. Гребенюкова и доктора педагогических наук, профессора, декана факультета «Педагогики и практической психологии» Педагогического института Южного Федерального Университета Р.М. Чумичевой, участники конференции отметили ключевые задачи современного образования и перспективного развития НВГУ:
-
развитие электронного обучения
-
повсеместное использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
-
постоянное совершенствование контрольно-оценочных средств
-
создание каждым преподавателем личного кабинета на сайте университета;
-
размещение публикаций на сайте университета;
-
постоянный самоконтроль, через процедуру самообследования;
-
развитие сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, предприятиями региона и научными организациями;
-
расширение социального диалога университета и профессионального сообщества.
Участники Конференции рекомендуют:
-
продолжить содержательную работу в рамках конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ»;
-
опубликовать материалы по итогам работы конференции;
-
продолжить сотрудничество с образовательными и научными учреждениями России, стран СНГ и дальнего зарубежья;
-
продолжить развитие системы информационного обмена между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов;
-
апробировать на отдельных факультетах НВГУ дневник индивидуального сопровождения студента, используемый на этапах выбора адекватного варианта индивидуальной образовательной траектории, реализации выбранного решения и оценки его эффективности;
-
в целях создания эффективных условий адаптации студентов разработать материалы для успешной социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в вузе и профессиональной адаптации молодых специалистов (выпускников НВГУ) к профессиональной деятельности;
-
разработать Положение об ассоциации работодателей и создать данную структуру на базе НВГУ;
-
рекомендовать научно-исследовательской лаборатории «Инновационные технологии в образовании» рассмотреть вопрос о возможности проведения для старшеклассников публичных лекций ученых НВГУ и других ВУЗов Нижневартовска в целях профориентационной работы и повышения исследовательской культуры обучающихся;
-
предложить факультетам НВГУ организовать и провести на базе университета в 2013-2014 учебном году олимпиады школьников по профильным учебным предметам;
-
в целях реализации модели целеустремленного формирования и оценивания компетенций у студентов вузов предложить создать на факультетах и кафедрах ВНИКи, включающие преподавателей и организаторов учебного процесса по различным направлениям подготовки;
-
в рамках методических семинаров с работодателями, разрабатывать и реализовывать в образовательных и социальных учреждениях проекты и программы, в которых ведущая роль отводится активным формам и методам обучения и воспитания, направленным на сокращение предотвратимых причин возникновения психических, психологических проблем в развитии ребенка и оптимальное решение проблемы сопровождения замещающих семей.