В НВГУ открылись современные научно-исследовательские лаборатории

Если вы думаете, что только технари делают лабы, то вы ошибаетесь. На каждом факультете НВГУ есть студенческие, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро и мастерские. Атмосфера в них царит особенная – авантюризм и полет научной мысли. В этом материале мы собрали лишь малую часть интересного из лабораторий НВГУ, но не планируем останавливаться. Читайте, вдохновляйтесь и приходите в науку.

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ФИДЖИТАЛ-СПОРТА «ФИДЖИТАЛ»

Михаил Жалбэ, преподаватель кафедры спортивных дисциплин: «Современные спортсмены могут быть одинаково успешны и на спортивной площадке, и в виртуальной вселенной».
Фиджитал – абсолютно новое направление в спорте. Это объединение цифровой и физической активности и отличная альтернатива стандартным формам спортивных тренировок. У нас в лаборатории стоят станции с игровыми приставками для игры в фиджитал-баскетбол, симулятор футбола, две виртуальные зоны с ритм-игрой, VR-боксом и VR-теннисом. Современные спортсмены могут быть одинаково успешны и на спортивной площадке, и в виртуальной вселенной. Это не просто игры, они развивают различные виды внимания и реакций, аналитические и когнитивные способности, увеличивают скорость принятия решений в сложных ситуациях. Процесс игры и эффект от таких занятий очень похож на реальные спортивные тренировки.

 Александр Зубаль, студент факультета информационных технологий и математики: «Идея соединить обычный и кибер-спорт очень интересная. Фиджитал-тренировки, с одной стороны, помогают мне развивать мелкую моторику и качество реакций, с другой – скорость и силу. Мне, как программисту, это полезно. Я активно тренируюсь и одновременно совершенствую качество и скорость двигательных реакций».

СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Илья Брянский, заместитель декана по учебной работе факультета искусств и дизайна: «Параметрическая мебель – новый тренд в области архитектуры и дизайна. Скоро такая появится в НВГУ».
Все макеты для защит выпускных квалификационных работ студенты изготавливают в конструкторском бюро. Здесь создаются проекты помещений, мебели, сувенирная продукция. Будущие дизайнеры и архитекторы учатся прототипированию и моделированию. Закуплено уникальное оборудование – лазерные углекислотные станки числового программного управления, 3D и фотополимерные принтеры, сканеры для считывания моделей, 3D-ручки и инструменты для сборки, склейки, обработки и покраски. Скоро будем работать над новым направлением. Параметрическая мебель – новый тренд в области архитектуры и дизайна. Скоро такая появится в НВГУ. Мы изготовим ее вместе со студентами факультета искусств и дизайна.

Эльмира Салимова, студентка факультета искусств и дизайна: «В конструкторском бюро я собираю макет поселка, это фрагмент одного из моих проектов на озере Эмтор. Уже готова подложка, она вырезана из фанеры и картона на лазерном станке. Следующий этап – печать жилых домов на 3D-принтере. Размещу там таунхаусы, коттеджы и усадьбы, и общественные здания: детский сад, школу, спортивное сооружение и магазин. В этом учебном году у нас две дисциплины, по итогу которых мы изготавливаем проект городского поселения. Макет покажет, как будет выглядеть проект в реальности, это его уменьшенная копия».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ЭКОЛОГИИ ОРГАНИЗМОВ

Михаил Кучумов, лаборант кафедры экологии: «Берёте лук, добавляете к нему растворы свинца, ртути, меди или кобальта и наблюдаете плазмолиз клетки – она деформируется, отслаивается и чернеет».
В лаборатории стоят микроскопы, через которые студенты рассматривают живые организмы – видят, как они реагируют на металлы или токсины, изучаем их морфологическую составляющую. Невооруженным глазом заметно влияние тяжелых металлов на растительную клетку. Берете лук, добавляете к нему растворы свинца, ртути, меди или кобальта и наблюдаете плазмолиз клетки – она деформируется, отслаивается и чернеет. Сейчас кафедра экологии работает над созданием биомалекулярной лаборатории, где ученые смогут заняться исследованиями ДНК и присоединиться ко Всемирному банку генетических последовательностей. Так мы усовершенствуем способы изучения живых организмов, сможем сами размножать водоросли, а не собирать их стандартным способом в водоеме. Этот процесс занимает гораздо больше времени, проще сразу собрать целый коктейль водорослей, размножить, просчитать ДНК и определить виды. Конечно, работать с микроскопом – классика, этому студенты учатся в лаборатории экологии организмов. Подобные навыки работы с лабораторным оборудованием нужны на производстве. При рекультивации последствий нефтяного загрязнения зачастую используют удобрения, сорбенты и живые организмы. И мы можем предугадать эффект восстановления почв или водоемов в лабораторных условиях.

Антон Дворецкий, студент факультета экологии и инжиниринга: «В лаборатории экологии организмов я исследую листья на наличие тяжелых металлов, а также их токсическое действие на растительную клетку. Осенью я собрал гербарий, а также заспиртовал живые образцы. Затем уже в лаборатории подготовил их к анализу: растворил в специальных реактивах в системе пробоподготовки для дальнейшего спектрофотометрического анализа. Жду результаты».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКИ

Николай Юмагулов, заведующий кафедрой физико-математического образования: «Многие студенты предполагают, что воздух имеет массу, но сколько он реально весит, узнают, выполнив лабораторную по определению универсальной газовой постоянной».
Все инженеры делают лабораторные по физике. Они должны знать, с чем работают, и обращаться с приборами на «ты». В лаборатории физики изучается всё: от механики, электричества, молекулярной физики и магнетизма до оптики и атомной физики. Многие студенты предполагают, что воздух имеет массу, но сколько он реально весит, узнают, выполнив лабораторную по определению универсальной газовой постоянной. Когда начинаются практические занятия по оптике, то лаборатория сверкает всеми цветами радуги. Одна из практических работ – изучение показателя преломления стеклянной призмы. Исследуется явление дисперсии, при этом студенты наблюдают красочный спектр радуги, который получается при разложении белого цвета от лампы. В лаборатории занимаются талантливые ребята, которые хорошо знают физику, еще и одногруппникам помогать успевают.

Аскар Кульчанов, студент факультета информационных технологий и математики: «В этом семестре у меня несколько лабораторных по квантовой физике, электронике и оптике. В лаборатории физики много приборов, которые показывают различные природные явления: от поляризации света до теплового излучения абсолютно черного тела. На своей первой лабораторной я изучил устройство осциллографа. Он помогает определить, корректно ли работает электронное устройство. Да, моя профессия больше про работу с компьютером, но физика лежит в основе этой работы. От программиста требуется понимание основ – как протекают физические явления, чтобы эффективнее использовать тот же компьютер, и в процессе программирования эти знания полезны».

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Испаният Кайипбекова, преподаватель кафедры психологии образования и развития: «Малоэффективно просто штудировать учебники. Важно самому вернуться в детство, чтобы помогать детям развиваться и справляться с трудностями».
В мастерской студенты формируют профессиональный фундамент будущего педагога. Малоэффективно просто штудировать учебники. Важно самому вернуться в детство, чтобы помогать малышам развиваться и справляться с трудностями. Необходимо правильно подбирать слова поддержки и мотивации – в мастерской этому учат. Здесь много оборудования для будущих воспитателей, педагогов и психологов. Студенты практикуются друг на друге развивать мышление, воображение, внимание, проводить психофизиологическую диагностику. Обширно представлены методики арт-терапии и работы с инвалидами, детьми с особенностями развития. Всем будет полезно хоть раз заглянуть в нашу мастерскую и порелаксировать с помощью песочной терапии, слепить фигурки из кинетического песка или глины.

Мария Макарова, студентка факультета педагогики и психологии: «В лаборатории крутой стол для рисования песком. Я как будто в детство возвращаюсь – сидишь со своими друзьями на детской площадке и в песочнице ковыряешься. Здесь много оборудования для дошкольников: тесты, интерактивные столы для арт-терапии, развивающие программы. В мастерской я не только практикуюсь, но и отдыхаю».

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «МЕДИА +»

Арина Ежукова, заместитель декана по воспитательной работе гуманитарного факультета: «Творчество объединяет студентов и преподавателей. В лаборатории мы снимаем видеоролики, где наставники делятся жизненным опытом. Личные истории преподавателей набирают тысячи просмотров».
Съемки в студенческой медиалаборатории не останавливаются ни на секунду, это самое популярное место на гуманитарном факультете. Пиарщики и журналисты реализуют здесь свои творческие проекты, медиацентр «ЛАЙКа» записывает университетские новости. Новейшее оборудование позволяет создавать качественный контент – профессиональная фототехника, студийный свет, штативы, программы для монтажа и фоторедакторы, микрофоны для подкастинга. Творчество объединяет студентов и преподавателей. В лаборатории мы снимаем видеоролики, где наставники делятся жизненным опытом. Личные истории преподавателей набирают тысячи просмотров. Они счастливы в профессии и всегда готовы дать совет своим студентам.

Анастасия Соловьева, студентка гуманитарного факультета: «Практиковаться в настоящей профессиональной студии уже на первом курсе – крутая возможность. Я участвую в съемках, монтирую видеоролики, фотографирую. Люблю собираться нашей медийной командой, генерировать идеи и претворять их в жизнь».

08 января 2024 г.
470