
Проект Ольги Цысь, доцента кафедры истории России и документоведения, «Женские паломничества из России в Святую Землю в середине XIX – начале ХХ вв. в контексте исторической феминологии» получил поддержку Российского научного фонда по итогам конкурса по приоритетному направлению деятельности.
Работа Ольги Петровны направлена на раскрытие «женской темы» в отечественной историографии. Формирование исторической феминологии, как отдельного направления исследований, история изменений женского социального статуса и функционирования ролей, прошлое глазами женщин, с позиций женского опыта в нашей стране относится лишь к концу 1980-х гг. На самом деле развитие данного направления берет свое начало намного раньше.
Аннотация. Далекие и опасные путешествия с целью поклонения местам земной жизни Иисуса Христа известны со времен Древней Руси. Однако их участниками на протяжении столетий оставались почти исключительно мужчины. Ситуация меняется в XIX веке, особенно после Крымской войны. Нарастающий поток паломников достиг максимума в начале ХХ в., когда их количество временами превышало 10 тыс. человек в год. Из этого числа более двух третей составляли женщины.
Паломничества жительниц России в Палестину – первый в истории пример массового организованного выезда женщин за границу, изучение которого имеет огромный интерес для понимания их роли и места в российском обществе в ходе модернизационных процессов, приводивших к изменению характерных для традиционного общества гендерных ролей.
Многие из паломниц оставили письменные свидетельства, которые являются ценным источником для изучения нескольких проблем:
- мотивы, по которым женщины отправлялись в далекое путешествие к святым местам, реакция окружения на данное решение, сложности с которыми им приходилось сталкиваться при его реализации;
- «женский взгляд» на народы, окружающий мир в целом Ближнего Востока (прежде всего, Палестины, а также Сирии, Египта, Малой Азии);
- особенности взаимодействия женщин-паломниц с местным населением, в том числе женским, восприятие русских женщин этим населением через призму воспоминаний самих паломниц, а также делопроизводственной документации;
- специфика самосознания женщин-паломниц, их самоощущение, эмоции, понимание собственного места в преимущественно «мужском» мире тех институций, с которыми им приходилось взаимодействовать или частью которого они являлись: Русская православная церковь, государственные учреждения;
- изменение социальной активности женщин в результате паломничеств, их последующее участие в общественной и просветительской деятельности.
Указанные проблемы целесообразно рассмотреть в двух разрезах – хронологическом и социальном. Таким образом, важно проанализировать как менялись данные аспекты в течение второй половины XIX – начала ХХ вв., и как они отражались в мемуарах представительниц разных социальных групп (дворяне, разночинцы, монашествующие, купечество и мещане, крестьяне). Таким образом, предполагается изучение социальной роли женщины, которую она играла в ходе паломничества и влияние последнего на изменение этой роли.
Научный деятель поставила перед собой цель рассмотреть вопросы женских паломничеств через призму демографии и статистики: численность, возраст, социальное и материальное положение, регионы выезда, основные маршруты передвижения.