Кристина Алексеенко, шеф-редактор портала «Местное время»: «Мой университет дал мне высшее образование, «моих» людей и возможность начать сначала совершенно новую историю моей жизни»

Совершенно новый путь в журналистику

Между первым моим студенчеством и НВГУ размах больше десяти лет – целая жизнь! Замужество, рождение двоих детей, интересная работа, не имеющая отношения к СМИ, много разных увлечений – смены в лагерях, рукоделие, фаер-шоу и многое другое. А потом снова случилась учеба – уже в НВГУ, и совершенно новый путь – в журналистику.

Вообще, в школе я мечтала о медицине, очень любила химию и биологию. Видела себя во взрослой жизни хирургом и планировала идти в мед, но не вышло.  В мои мечты вмешались. В итоге отучилась на менеджера – в то время это казалось более перспективным направлением. Учеба мне нравилась и давалась легко, но профессия не вызывала ни малейшего трепета. До сих пор иногда жалею, что не настояла на выборе дороги по душе. Но, как говорит один мой друг: «ты же в итоге все равно режешь, только глаголом». Да и назад во времени уже не вернешься. Как бы там ни было, мне нравится моя жизнь сегодня, все сложилось хорошо.

Учеба – это увлекательное приключение

В Нижневартовский госуниверситет я попала случайно. Сложилась цепочка из событий, которые привели именно сюда. Я этому очень рада. Сначала, был пинок от жизни, потом от друга. За что я очень благодарна обоим. Перешагнув рубеж в тридцать лет, я снова стала студентом. Это было увлекательное приключение. Самые яркие воспоминания из студенчества, – конечно, это слет первокурсников, посвят на гумфаке, квартирники, интересные семинары, научная деятельность, преподаватели – неординарные личности, переполненные знаниями, которыми они охотно делились с нами. Было весело, легко и здорово. Но вообще, вспоминается разное.  Неловкость, например, несмотря на отсутствие какой бы то ни было дискриминации относительно моего возраста (звучит, наверное, забавно, будто мне лет сто, но любой выход за рамки обычного – всегда стресс). Я совсем взрослая, а мои одногруппники только школу закончили, представьте. На дневном неформатному студенту слиться с толпой сложно. Тут не спрячешься.

Что еще... на парах преподаватели – кто-то мой ровесник, а кто-то даже младше. Это тоже забавно. Говорили о грамотном выстраивании карьерной траектории и других важных вещах для зеленых, только оперившихся птенцов. Некоторые вещи резали ухо, поскольку нарратив очень узкий и на меня просто не ложился. Но так получилось, что я неформат по жизни, и воспринимала все это как игру. Мне было интересно. Словно в машину времени села и отмотала назад. Редко когда такой шанс выпадает, и я смаковала выпавшую возможность по максимуму, насколько позволяло время. Первые семестры на бакалавриате выдались непростыми. Младший сынишка был маленьким и не ходил в детский сад. Приходилось выкручиваться, чтобы все успевать. Хорошо, что мама мужа была рядом и помогала. Без нее, я думаю, у меня бы не получилось погрузиться в студенчество.

Из забавного помню еще, как незадолго до начала учебы будущая одногруппница написала мне что-то типа: «Привет! Мы будем вместе учиться! Давай пойдем на 1 сентября вдвоем, мне одной неловко..». Я ей сразу в лоб, что не против в общем-то, если ее не смущает взрослый компаньон. Она пропала, на несколько дней. Было так смешно. А потом мы познакомились, узнали друг друга поближе и уже смеялись вместе, вспоминая эту историю.

Никогда не поздно попробовать что-то новое

Мой университет дал мне высшее образование и «моих» людей. Человеческие взаимоотношения, дружба, поддержка и все вот это – бесценно и очень помогает на бурлящих порогах жизни элементарно не уйти под воду, а порой и финтануть так, что сам от себя ахнешь. Потому что знаешь, ты не один, за тобой те, кто верит в тебя. Вуз дал мне таких людей. Это большая ценность. Ну и академические знания, само собой. Все то, за чем и шла сюда. Что еще? Пожалуй, понимание того, какая классная молодежь у нас растет. Сколько светлых умов. Правда, лампочки в их головах словно из другого какого-то комплекта, чем те, что в головах моих сверстников. Но они невероятные какие-то: творческие, свободные, креативные, отзывчивые. С ними хочется создавать что-то особенное. Мы сейчас как раз этим занимаемся с командой ребят. Один интересный проект запустили в конце моей учебы уже на магистратуре, который планируем расширять и масштабировать вместе. Он никак не связан с универом, но именно НВГУ стал местом встречи и объединения единомышленников.

Ну и самое главное, вуз дал возможность начать сначала совершенно новую историю моей жизни. Может быть, это кого-нибудь вдохновит даже, кто знает. Никогда не поздно попробовать что-то новое.

Если бы не случилось университета, уверена, что случилось бы что-то другое. Я шилопоп и намеки от жизни отлично понимаю. Если засиживаюсь где-то и начинаю обрастать мхом, пространство меня выталкивает, бьет по голове – а повторять дважды мне не нужно. Поэтому было бы что-то в любом случае, что привнесло в мою жизнь перемены. Но, возможно, это было бы что-то совсем другое. А мне нравится то, что случилось благодаря НВГУ.

О профессии для тех, кто не в теме

Быть журналистом такой же крест, как быть врачом, педагогом, юристом и пр. Профессия накладывает отпечаток на жизнь. Какие-то вещи острее воспринимаются. Бывает так, что в общении с людьми, когда они узнают, кем я работаю, начинают тщательнее выбирать слова. Осторожничают, не откровенничают. Это слегка напрягает. Хочется закатить глаза и сказать: «да расслабься ты, журналист остался в редакции, это просто я». Те, с кем сближаюсь, узнают меня лучше и уже не переживают так, потому что знают, я не использую людей в своих целях. Стараюсь разводить рабочие моменты с личными. Но проводить со мной время иногда бывает напряжно. Потому что элементарно, прогуливаясь и, увидев скорую на набережной или, скажем, незнакомого мужчину на дрейфующей льдине в Комсомольском озере, придется остановиться. Ведь мозг любую ситуацию, выходящую за рамки обычного, воспринимает, как информационный повод. В голове загорается красная лампочка, проигнорировать которую крайне сложно. Ну и встречи с друзьями – смишниками и пиарщиками, в определенный момент всегда перетекают в планерки. Так уж повелось. Для тех, кто не в теме, это бывает не весело.

Журналистика – это живая субстанция. Все в ней всегда и сейчас конкретно – относительно времени, в котором все мы существуем. Векторы и акценты определяет сама жизнь, политическая обстановка в стране. Что-то идет на благо, что-то нет. Много технологических штуковин появляется, например, инструментарий разный, помогающий журналистам в работе. Те же нейросети сейчас в СМИ используют, как и в других областях жизни. Форматы разные, смешение жанров. Нет вот этих жанровых рамок, играйся с подачей как хочешь – сам себе режиссер. Хоть интервью сам у себя бери. Чем оригинальнее, тем лучше. Но есть и то, что мешает работе. Гонка за охватами, от которой не уйдешь. Желание быть первым, самым читаемым и смотримым иногда желтит прессу, конкуренция порой ломает и СМИ переходят этические рамки, оправдывая себя резонансом, вызванным острой подачей информации. И иногда человеческое уходит на второй план, забывается основная миссия – служить людям. Это грустно, конечно. Но мы (я могу говорить только за свою газету, евангелистом которой я являюсь) стараемся соблюдать баланс. Чтобы и волки были сыты, и овцы целы, как говорится.

Вышка против блогинга

Практика показывает, что профессиональное образование никак не влияет на то, пойдет студент работать в профессию или нет. Из моей группы, например, всего двое связали свою жизнь со СМИ, остальные ребята разбежались кто куда. Но, я думаю, учиться на журфаке стоит, если образовательная программа соответствует времени. Если ты изначально понимаешь, что идешь за фундаментом, на котором впоследствии будешь строить «дом». Вышка – это база. Хорошая вышка – хорошая база. И наоборот. Важно, чтобы преподаватели профессиональных дисциплин были если не практиками, то хотя бы в теме того, что сегодня происходит в профессии. И важна практическая составляющая, буквально с первого курса для ребят. Здорово, если параллельно учебе студенты-журналисты будут стажироваться в городских СМИ, например. Не замыкаться в вузовском пузыре, медиацентр которого прекрасен, но очень далек от реальной жизни. Это скорее игра в журналистику. Можно, например, проекты постоянные вести со старшими коллегами по цеху и втягиваться в ремесло. Но тут другой нюанс, найти такое СМИ и уже состоявшихся профессионалов, которые бы стали наставниками для студентов, кто бы готов был тратить личное время на подготовку молодых кадров на энтузиазме, очень непросто.

На счет гражданской журналистики и блогинга, да, в какой-то мере так и выходит. Любой может генерить инфоповоды, распространять новости в своих сетях. Сам написал, сам снял, смонтировал и выложил – легкотня, и корочки для этого не нужны. Но ключевое тут то, что просто человек с телефоном с улицы в отличие от студента-профильника не знает, что такое журналистская этика, например, не знаком такой человек скорее всего и с законом о СМИ. А это значит, что разговора об ответственности за свой контент тут идти не будет. Его самодеятельность не предполагает этого. А можно ли доверять его информации в таком случае? Можно ли относиться к ней серьезно? Опять же, была история, когда гражданский журналист получил Пулитцера. Это если про признание блогеров на профессиональном поприще. Но это случай один на миллион и тут, на мой взгляд, произошло удачное стечение обстоятельств – человек оказался в нужном месте, в нужный момент. Просто все сошлось. Но гражданская журналистика – это неотъемлемый элемент нашей реальности. Просто нужно разводить понятия и понимать, где что.

С другой стороны, спроси любого из состоявшихся в профессии журналистов. Тебе процентов 90 с уверенностью скажут: для того, чтобы быть журналистом, профильное образование не нужно. У многих моих коллег и вышки-то нет. А они очень даже круты в своем деле и фору дадут тем, кто закончил вуз по профилю. Есть и те, кто советует идти в узкую специализацию, например, в экономику. Если заранее знаешь, что в этом направлении будешь специализироваться в СМИ, это реально удачный кейс, на мой взгляд. Для тех же, кто не определился с направленностью, но хочет стать акулой пера – журфак в помощь, но, смысл в нем будет, только если программа актуальна времени.

А то получается, отучился четыре года, вышел с набитой головой академическими знаниями прошлого столетия во взрослый реальный мир, а там все совсем не так, как в книжках. Обидно.

Не останавливайся, расти и не выгоришь

Влюбляйся в свое ремесло снова и снова. Я не эксперт, но исходя из жизненного опыта, понимаю, что в любых отношениях (человеческих, рабочих), случаются моменты выгорания, они неизбежны. Стагнация, любая остановка провоцируют это. Значит нельзя останавливаться. Следует расти. Обучение через всю жизнь как раз про это. Постоянное развитие в профессии – отличное противоядие выгоранию. Но, никто не застрахован. И тут немаловажно вовремя уловить этот момент, понять, что ты приближаешься к точке ноль и помочь себе не уйти в минус. Важно понять, что ты сам ответственен за свою жизнь, никто не будет тебя спасать. Нужно самому, как Мюнхгаузен, вытянуть себя из этой безнадеги. Можно привнести что-то новое в работу, может быть слегка изменить профиль. Например, пишешь ты про спорт, каждый год все по кругу – одно и то же, возьми другую тему, что-то, в чем плохо разбираешься. Погрузись с головой в это и сам не заметишь, как уже горишь своим делом снова.

Ну а если не получится, и профессия в конец разочаровала, можно всегда начать сначала уже в другом деле. В этом нет ничего зазорного. Мы живем всего раз, незачем мучиться и натягивать на себя то, из чего уже вырос или что стало просто не интересным. Мир огромный, все в твоих руках.

05 сентября 2024 г.
627