Молодой исследователь НВГУ работает над масштабным проектом «Имитационное моделирование автодорожного движения в городе Нижневартовске»

Сократить время проезда перекрестков на 2,5 часа реально. Павел Коваленко, студент факультета информационных технологий и математики, уже добился результата. Молодой исследователь работает над масштабным проектом «Имитационное моделирование автодорожного движения в городе Нижневартовске». Он стал частью большого исследования ученых университета «Компьютерная имитационная модель Нижневартовска», с помощью которой можно будет прогнозировать возможные пути развития города.

Жизнь без пробок: не мечта, а реальность
Было бы круто, если бы в городах никогда не было пробок и дорожно-транспортных происшествий. Согласитесь, об этом мечтает каждый автомобилист. Возможно ли это на самом деле?
Павел Коваленко, студент факультета информационных технологий и математики, получил персональный грант ректора на развитие проекта «Имитационное моделирование автодорожного движения в городе Нижневартовске». Он предлагает оптимизировать работу городских светофоров, тем самым сократить число пробок. Для этого Павел собирает данные о плотности движения автомобилей на конкретных перекрестках, загружает их в программу «AnyLogic», где рассчитываются показатели движения транспорта. Например, можно уточнить, за сколько минут, и какое количество автомобилей проезжает перекресток в определенные часы. Павел уже создал шаблон города.

От идеи до воплощения в реальность – один шаг
«Проект, над которым я работаю, – один из приоритетных в НВГУ. Можно сказать, что я работаю по заказу университета. Тема актуальная и перспективная, ведь все мы хотим быстро добираться на работу или учебу. Сначала передо мной стояла задача смоделировать весь город со всеми дворовыми территориями, но в процессе работы понял, что за год не осилю. На сегодняшний день у меня получилось оптимизировать 23 перекрестка. Данные я брал с камер видеонаблюдения и в Управлении по дорожному хозяйству и благоустройству города. Для облегчения работы в программе «AnyLogic» я разработал собственный шаблон. Он позволяет быстрее создавать модели, проводить анализ различных сценариев и принимать обоснованные решения для оптимизации транспортной системы», – рассказал молодой исследователь.
В созданном шаблоне можно управлять движением автомобиля или потоком машин на перекрестке, моделировать работу светофоров. Павел оптимизировал работу светофоров на разных перекрестках в программе и сравнил ее с реальной картинкой. В итоге в его варианте время проезда перекрестков сократилось на 2,5 часа в день. При этом на каких-то перекрестках время работы светофора пришлось сократить, а на каких-то добавить движение по стрелке.

А что дальше?
На обсуждении проекта с заказчиком было принято решение разработать программу «Карта_Город_Нижневартовск». Это новая карта города и смоделированных перекрестков. Безусловно, работа будет продолжена. Все перекрестки города будут оптимизированы. Планирую смоделировать изменения геометрии дороги и перекрестка, количество полос и их ширину. Таким образом, я смогу понимать, как лучше организовать движение и какие усилия для этого предпринять. В дальнейшем можно создать приложение, но только для изменения определенных параметров. Все же основную работу и эксперименты придется проводить в самой программе и рабочем шаблоне. Моя работа – это часть грандиозного проекта трансформации города, который выполняет команда ученых Нижневартовского государственного университета.

05 января 2024 г.
651