Научно-исследовательские лабораторииНИЛ лингвопедагогики и проблемного обучения

Основные публикации 2021-2022

Статьи:


1. Осипова Н.Н., Трофименко М.П., Ежукова А.В., Туманов В.И. Программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» как один из видов дополнительного профессионального образования. Вестник Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт гос. ун-та, 2021. № 4. С. 48-58 (научная статья).
2. Трофименко М.П., Осипова Н.Н., Туманов В.И. Профессиональная подготовка будущих специалистов посредством курса «Английский язык для академической мобильности». Вестник Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2022. Т. 59. № 3. C. 76-85 (научная статья).

Учебно-методические пособия:

1. Трофименко М.П., Осипова Н.Н. Формирование профессионального мировоззрения: эффективные практики совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2022. 108 с.
2. Осипова Н.Н., Трофименко М.П. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях (уровень магистратуры): совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2022. 126 с.
3. Осипова Н.Н. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции: интеграционные процессы в профессиональном образовании. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2022. 72 с.

Учебное пособие:


1.  Ковалевская Е.В. Современные подходы к образованию и науке: Учебное пособие (на материале курса видеолекций) / Под ред. А.А. Будько. М.: Изд-во «Спутник +», 2022. 80 с.

Конференции:


Научно-исследовательская лаборатория лингвопедагогики и проблемного обучения Нижневартовского государственного университета является одним из организаторов проведения международных конференций в г. Москва с последующей публикацией сборников материалов конференций, которые включаются в РИНЦ:


1. Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. XIX Московская международная конференция «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (14 марта 2019 года).
2. Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры общения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. XX Московская международная конференция «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (12 марта 2020 года).
3. Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры поведения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. XXI Московская международная конференция «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (18 марта 2021 года).
4. Проблемный и ноосферный подходы в развитии творческого мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. XXII Московская международная конференция «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (17 марта 2022 года).

Сотрудники лаборатории представили доклады:
1. Ковалевская Е.В. «Модель формирования творческой личности на основе интеграции проблемного и ноосферного подходов в современном образовании» (2019 г.).
2. Путилин В.Д., Ковалевская Е.В., Путилина Н.В. «Конпроблемное образование – эволюционный фактор устойчивого развития» (2019 г.).
3. Ковалевская Е.В. «Модель реализации проблемного подхода к формированию культуры общения ценностно-ориентированной личности в современном образовании» (2020 г.).
4. Путилин В.Д., Ковалевская Е.В., Путилина Н.В. «Конпроблемный подход в современном образовании: теоретический аспект» (2020 г.).
5. Трофименко М.П. Махутова Г.М. «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога на основе проблемных ситуаций в процессе обучения иноязычному общению» (2020 г.).
6. Ковалевская Е.В. «Проблемный, ноосферный и культурологический подходы к формированию культуры поведения творческой личности в современном обществе» (2021 г.).
7. Путилин В.Д., Ковалевская Е.В., Путилина Н.В. «Конпроблемный подход к творческому процессу» (2021 г.).
8. Ковалевская Е.В. «Проблемный подход развитию творческого мышления личности в современном образовании» (2022 г.).
9. Осипова Н.Н., Трофименко М.П. «Обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей в контексте проблемно-информационного подхода» (2022 г.).

 

Сборники материалов конференций, включенные в РИНЦ:


1. Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации: Материалы XIX Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (14 марта 2019 года) / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: Изд-во «Спутник +», 2020. 194 с.
2. Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры общения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации: Материалы XX Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (12 марта 2020 года) / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: Изд-во «Спутник +», 2021. 155 с.
3. Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры поведения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации: Материалы XXI Московской международной конференции «Образование  в XXI веке – глазами детей и взрослых» (18 марта 2021 года) / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: Изд-во «Спутник +», 2022. 161 с.

Научно-практические семинары:


В рамках исследуемой темы «Лингвопедагогическая концепция проблемного обучения иностранному языку» сотрудниками научно-исследовательской лаборатории проводятся научно-практические семинары для магистрантов, аспирантов и преподавателей НВГУ.

В 2021 и 2022 гг. руководителем научно-исследовательской лаборатории – Е.В. Ковалевской были подготовлены и проведены семинары по темам:
1. «Организация научно-исследовательской деятельности» (сентябрь, 2021 г.).
2. «Современные подходы к образованию и науке» (сентябрь, 2022 г.).

Результаты анкетного опроса участников научно-практического семинара «Современные подходы к образованию и науке» (2022 г.):

В ходе семинара по теме «Современные подходы к образованию и науке», проведённого в сентябре 2022 года руководителем научно-исследовательской лаборатории «Лингвопедагогики и проблемного обучения», доктором педагогических наук, профессором Еленой Витальевной Ковалевской был проведён анкетный опрос участников семинара. Целью анкетного опроса было определить: Насколько оправдались ожидания участников семинара? Что было наиболее интересным? Какие предложения и пожелания можно было бы высказать?

Приведём несколько примеров ответов участников семинара на эти вопросы:
«Ожидания оправдались в полной мере. Наиболее интересным был проблемный подход в обучении. Пожелание – почаще проводить подобные мероприятия» (Климачевская Адель Рамильевна, магистрант 1 курса, 1228 группа).
«Ожидания оправдались полностью. Большое спасибо Елене Витальевне за этот интересный, познавательный семинар, за бесценный опыт и знания. Наибольший интерес у меня вызвал материал по проблемному обучению и проблемному подходу в образовании. А также проблемный подход к написанию текста статьи. Хотелось бы, чтобы такие семинары проходили для магистров и бакалавров» (Герман Яна Александровна, магистрант 1 курса, 1229 группа).
«Ожидания оправдались полностью. Наиболее интересным было порядок написания статьи и способы интеграции подходов к образованию и науке. Пожелание – продолжать в том же духе» (Шелухин Фёдор Владимирович, аспирант 1 курса, 1243 группа).
«Мои ожидания оправдались полностью. Наиболее интересными для меня показались дискуссионные задания, а также конференция. Хотелось бы сделать больше дискуссий и обсуждений» (Биисова Лиля Куанышевна, магистрант 1 курса, 1228 группа).
«Ожидания полностью оправдались. Весь теоретический блок был очень познавательным, все практики, выполненные на занятиях, также были полезными. Хочется поблагодарить Ковалевскую Елену Витальевну за её труд и знания, за детальную проработку докладов» (Тищенко Арина Васильевна, магистрант 1 курса, 1228 группа).
«Мои ожидания были в полной мере оправданы. Во многих моментах я также была приятно удивлена. Наиболее интересным мне показался проблемный подход, о котором я ранее никогда не слышала. Также были полезны вопросы, связанные с написанием научной статьи. Пожелание – продолжать в том же духе, просвещать всё больше студентов и обязательно вернуться с новыми лекциями» (Можарова Елизавета Олеговна, магистрант 1 курса, 1228 группа).

Поскольку для большинства участников семинара наиболее интересным явился проблемный подход, постольку следующий семинар, планируемый на сентябрь 2023, будет посвящен теме «Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы».

Сотрудники лаборатории работают над третьей коллективной монографией «Лингвопедагогический эксперимент в проблемном обучении». Ранее были опубликованы первая и вторая коллективные монографии: «Лингвопедагогические категории проблемного обучения» и «Линво-педагогические модели проблемного обучения».

1. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина, Е.В. Ковалевская и др.; Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 310 с.
В данной коллективной монографии раскрывается идея спиралеобразного развития теории проблемного обучения от подхода к методу и далее системе. Дается подробный анализ тенденций становления и развития теории проблемного обучения в XX – начале XXI веков, а также – прогноз на ближайшие годы. Определяются содержание и взаимосвязь категорий проблемного обучения – проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация – в лингвопедагогическом контексте. Книга ориентирована на аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей.

2. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография: в 3 кн. / под ред. Е.В. Ковалевской.– Нижневартовск: НВГУ, 2019. – 310 с.
В данной коллективной монографии раскрывается идея построения лингвопедагогических моделей на основе интеграции подходов в современном образовании. Эта интеграция базируется как на уровневом, так и на понятийном, категориальном и модельном аспектах. Уровневый аспект интеграции подходов связан с уровнями научного анализа; понятийный аспект – с основными понятиями проблемного обучения; категориальный аспект – с главными общепедагогическими категориями; модельный аспект – с особенностями построения лингвопедагогических моделей в образовании в целом и преподавании иностранных языков в частности. Книга ориентирована на аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей.